Самара (Россия) — Эффективная политика в области поддержки малообеспеченных категорий населения городского округа Самара — 8
Сущность предложения
В условиях нового экономического курса России, связанного с развитием рыночной экономики, направленного на наиболее обеспеченные и экономически активные группы населения, на фоне усугубившегося разделения общества на богатых и бедных одной из основных функций муниципального управления продолжает оставаться социальная защита. Социальная защита — необходимый элемент любого развитого государства, которая обеспечивается путем установления основных социальных гарантий, механизма их реализации, а также выполнением функций предоставления различных видов поддержки социально незащищенным группам населения:
1) организация оказания единовременной материальной помощи гражданам, проживающим на территории городского округа Самара, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и гражданам, пострадавшим в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций на территории городского округа Самара;
2) организация предоставления ежемесячных денежных выплат по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории городского округа Самара;
3) организация предоставления ежемесячной доплаты к трудовой пенсии муниципальным служащим, замещавшим на 22.04.1997 и позднее должности муниципальной службы городского округа Самара;
4) организация предоставления компенсации расходов на установку индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения отдельным категориям граждан, проживающим на территории городского округа Самара;
5) организация предоставления ежемесячной денежной выплаты на частичную компенсацию оплаты коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории городского округа Самара;
6) организация предоставления компенсационных выплат на установку индивидуальных приборов учета горячего и (или) холодного водоснабжения участникам (инвалидам) Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, проживающим на территории городского округа Самара;
7) организация предоставления компенсационных выплат на установку индивидуальных приборов учета газа участникам (инвалидам) Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, проживающим на территории городского округа Самара.
Организационно-технологическое решение вопроса
Решение вопроса осуществляется путем реализации мероприятий Программы по следующим направлениям:
— организационные мероприятия, предусматривающие разработку порядков предоставления дополнительных мер социальной поддержки и проведение мониторинга по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки;
— мероприятия по улучшению социально-экономического положения граждан, способствующие повышению социальной защищенности путем предоставления различных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;
— информационные мероприятия, включающие в себя размещение информации по данному вопросу на сайте Департамента социальной поддержки и защиты населения Администрации городского округа Самара и на стендах районных учреждений социальной поддержки.
Нормативные правовые акты:
— Постановление Администрации городского округа Самара от 18.12.2012 №1628 «Об утверждении ведомственной целевой программы городского округа Самара «Самара социальная» на 2013 — 2015 годы;
— постановление Главы городского округа Самара от 28.01.2009 №45 «О реализации мер, направленных на предоставление единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций на территории городского округа Самара, а также гражданам, проживающим на территории городского округа Самара, оказавшимся в трудной жизненной ситуации»;
— постановление Главы городского округа Самара от 26.02.2009 №170 «Об утверждении Положения о мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг из средств бюджета городского округа Самара, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в городском округе Самара»;
— Устав городского округа Самара Самарской области;
— постановление Администрации городского округа Самара от 14.06.2013 №581 «Об утверждении Порядка предоставления компенсационных выплат на установку индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения отдельным категориям граждан, проживающим на территории городского округа Самара»;
— постановление Администрации городского округа Самара от 11.02.2014 №121 «Об утверждении Порядка предоставления компенсационных выплат на установку индивидуальных приборов учета горячего и (или) холодного водоснабжения участникам (инвалидам) Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, проживающим на территории городского округа Самара».
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
Программа предусматривает исключительно расходные обязательства городского округа Самара.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета городского округа Самара в форме бюджетных ассигнований на предоставление социальных выплат.
Общий объем финансирования мероприятий Программы из средств бюджета городского округа Самара составит 672 676,5 тыс. рублей, в том числе:
2013 год — 141 137,0 тыс. рублей;
2014 год — 263 977,4 тыс. рублей;
2015 год — 267 562,1 тыс. рублей.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
Программа оценивается по степени достижения основной цели — реализации системных мероприятий, направленных на оказание гражданам эффективных мер дополнительной социальной поддержки, способствующих повышению уровня их социальной защищенности и качества жизни.
Ожидаемые результаты реализации Программы в численных показателях целевых индикаторов:
— доля лиц, проживающих на территории городского округа Самара, оказавшихся в трудной жизненной ситуации либо пострадавших в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций на территории городского округа Самара, которым оказана единовременная материальная помощь, от числа обратившихся — 82%;
— доля лиц, проживающих в городском округе Самара, получивших ежемесячные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемые отдельным категориям граждан, от числа обратившихся, имеющих право на получение данной услуги — 100%;
— доля лиц, замещавших на 22.04.1997 и позднее должности муниципальной службы городского округа Самара, получивших ежемесячную доплату к трудовой пенсии, от числа обратившихся — 90%;
— доля лиц, проживающих на территории городского округа Самара, которым была предоставлена компенсация расходов на установку индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения, от числа обратившихся, имеющих право на получение данной услуги — 100%.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
Внедрение Программы не направлено на получение дополнительных доходов в бюджет городского округа Самара и получение экономического результата, а ориентировано на:
— достижение социального эффекта по удовлетворению потребностей населения в доступности дополнительных мер социальной поддержки;
— усиление адресной направленности дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан;
— повышение эффективности механизма предоставления муниципальных услуг;
— повышение эффективности расходования бюджетных средств городского округа Самара, направленных на реализацию дополнительных мер социальной поддержки.
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
1. В рамках работы по оказанию единовременной материальной помощи (далее — ЕМП) гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и гражданам, пострадавшим в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, проводится мониторинг обращений граждан с целью анализа причин обращений и выявления наиболее нуждающихся в получении ЕМП.
За 2013 год по вопросам получения единовременной материальной помощи обратилось 2496 человек. Помощь оказана 2263 гражданам, 233 гражданам отказано в предоставлении единовременной материальной помощи в связи с превышением среднедушевого дохода по основным социально – демографическим группам населения.
Основные категории граждан, обращающихся за ЕМП: ветераны ВОВ 1941-1945 годов, вдовы инвалидов и участников ВОВ 1941-1945 годов, инвалиды, пенсионеры по возрасту, одинокие матери, многодетные семьи, семьи, имеющие детей-инвалидов, реабилитированные.
Тематика проблемных вопросов, решение которых требует значительных финансовых затрат и с которыми социально-незащищенные граждане самостоятельно справиться не могут, самая различная: покупка дорогостоящих лекарственных препаратов, частичная оплата операций, большие затраты в связи с похоронами, покупка необходимой для жизни бытовой техники, проведение ремонтных работ, значительные долги по оплате услуг ЖКХ, приобретение для детей предметов первой необходимости, а также оказание помощи в подготовке ребенка к школе.
В 2013 году по большинству обращений аргументированно принимались положительные решения, что позволило достичь 90,7% показателей эффективности индикатора реализации данного пункта (плановый показатель 82%).
2.В рамках работы по организации предоставления ежемесячных денежных выплат по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее — ЕДВ) отдельным категориям граждан, проживающим на территории городского округа Самара, в 2013 году отмечен рост числа обратившихся за данной услугой.
Это связано с тем, что данная услуга предоставляется гражданам с 2009 года, что позволило наладить на высоком уровне информационную работу, а также достичь необходимого уровня квалификации сотрудников в работе с данными категориями граждан.
Все это привело к достижению 100% показателя эффективности данного индикатора реализации мероприятия.
3.В 2013 году произведено 122 новых назначения. Ежемесячная доплата к трудовой пенсии предоставлена 559 бывшим муниципальным служащим, замещавшим на 22.04.1997 года и позднее должности муниципальной службы городского округа Самара. На эти цели в 2013 году затрачено 25 187,28 тыс. рублей.
По данному пункту Программы наблюдается увеличение показателя индикатора эффективности до 99,2% (плановый показатель 90%), что обусловлено высоким уровнем квалификации муниципальных служащих и качественной отработкой документов на всех этапах работы.
4.Организация предоставления компенсационных выплат за установку индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения отдельным категориям граждан, проживающим на территории городского округа Самара. Размер компенсационной выплаты определяется исходя из документально подтвержденных затрат на установку приборов учета, но не более чем на четыре прибора учета на одного получателя. Максимальный размер компенсации на установку одного прибора учета, включая стоимость самого прибора и монтажа оборудования, не должен превышать 2 700 рублей. По данному пункту Программы удалось достичь 93% показателя индикатора эффективности (плановый показатель – 100%).
РФ, Самарская область, городской округ Самара.
Отрасль применения практики (технологии)
социальная сфера.
Дата внедрения практики (технологии)
2013 год.
Документы практики:
Контакты:
Администрация городского округа Самара. Департамент социальной поддержки и защиты населения
443099 г. Самара , ул. Некрасовская, 63
Телефон: +7 (846) 340 08 51
Факс: +7(846) 340 08 51
E-mail:gorod@socio.samtel.ru
http://www.sociosamara.ru