Ставрополь (Россия) — Практика организации комплексного подхода к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением слуха в условиях муниципального дошкольного образовательного учреждения — 31
7.1. Соцзащита --> 7.1.9. Достижения в социальной реабилитации различных групп населения.
7.3. Поддержка людей с ограниченными возможностями --> 7.3.19. Организация мест общения, культурного и физического развития людей с ограниченными возможностями.
7.5. Дошкольное и школьное образование --> 7.5.2. Новации в системе дошкольного и общего образования.
Практики города Ставрополя
Сущность предложения
Выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с нарушением слуха в психофизическом развитии и их возможностями. Создание доступной полезной среды для каждого ребёнка с ОВЗ (нарушением слуха). Совместное обучение и воспитание ребёнка с учётом уровня его речевого и психофизического развития для создания равных стартовых возможностей при поступлении в школу.
Время разработки и реализации внедрённой практики – 5 лет (с 2 до 7 лет).
Практика ориентирована на разработку и реализацию индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями, которая позволяет наметить индивидуальную траекторию развития ребёнка.
Организационно-технологическое решение вопроса
Разработана модель взаимодействия всех участников коррекционно-педагогического процесса.
Создан банк инновационных технологий по развитию детей дошкольного возраста с нарушением слуховой функции.
Спроектировано каждым участником стратегии эффективное взаимодействие с детьми.
Создана целостная система, обеспечивающая оптимальные организационные и психолого-педагогические условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием здоровья.
1. Обеспечено общее разностороннее развитие дошкольников с нарушением слуха на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и приобщения их ко всему, что доступно для овладения слышащим сверстникам.
2. Организована специальная коррекционно-воспитательная работа с учётом структуры дефекта и индивидуальных особенностей детей.
3. Осуществляется деятельностный подход к воспитанию детей, имеющих нарушения слуха.
4. Широко используется и развивается остаточный слух у детей с нарушением слуха, а также применяется звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального пользования на всех занятиях и в режимные моменты.
5. Используются речевые средства в естественных и специально созданных ситуациях общения детей.
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
Бюджет города Ставрополя.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
Положительная динамика развития детей с нарушением функции слуха.
Участие воспитанников в фестивалях художественного творчества, всероссийских конкурсах детей с ограниченными возможностями здоровья.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
Для детей с нарушением слуха в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении д/с №39 (МДОУ д/с № 39) созданы условия для всестороннего развития личности, оздоровления и коррекции: кабинет врача, массажный кабинет, физиокабинет, процедурный кабинет и изолятор, зал ЛФК, кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, лингафонный, музыкальный зал, спортивный зал и мини-стадион на территории, детский театр, кабинет для кружковой работы, установлена звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования «Унитон», для индивидуальных занятий используется слухоречевой тренажер «Фонатор».
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 39 города Ставрополя.
Данная практика доказала свою эффективность и рекомендована для применения педагогам коррекционных групп для детей с нарушением слуховой функции в других городах Ставропольского края.
Отрасль применения практики (технологии)
Социальная сфера города. Образование. Здравоохранение.
Дата внедрения практики (технологии)
01.09.2007 г.
Отзывы, награды
Золотая медаль Всероссийского конкурса «Воспитатель – это призвание» оригинальных замыслов, перспективных инициатив, инновационной практики обучения, воспитания, развития и социализации детей в современном ДОУ.
Золотая медаль Всероссийского конкурса «Росточек-мир спасут дети» за комплексную интегрированную программу по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Воспитанники — лауреаты ежегодного городского фестиваля художественного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практика отмечена дипломом V Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2012 год.
Документы практики:
Контакты:
Город Ставрополь. МБДОУ детский сад №39
355029, г. Ставрополь, улица Ленина, д. 397/8
Пащенко Александра Тарасовна – заведующий
Телефон/факс: +7 (8652) 56-65-70,
E-mail: dou_39@stavadm.ru
http://39detsad.ru
Администрация города Ставрополя
355035, г. Ставрополь, проспект Карла Маркса, д.94
Телефон: +7 865-2 26-03-10
Факс: +7 865-2 26-77-66
http://www.stavropol.stavkray.ru/
E-mail:goradm@stv.runnet.ru