Ставрополь (Россия) — Практика реализации инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении — 33
7.1. Соцзащита --> 7.1.9. Достижения в социальной реабилитации различных групп населения.
7.3. Поддержка людей с ограниченными возможностями --> 7.3.10. Организация трудовой занятости и трудовой реабилитации людей с ограниченными возможностями.
7.5. Дошкольное и школьное образование --> 7.5.2. Новации в системе дошкольного и общего образования.
Практики города Ставрополя
Сущность предложения
Практика реализуется посредством выполнения программы «Модель организации инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении», направленной на:
— внедрение технологии инклюзивного образования в образовательных учреждениях (ОУ);
— создание безбарьерной среды для детей-инвалидов;
— проведение социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Эффективным направлением решения задачи обеспечения доступа к получению качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении выступает реализация спроектированных моделей социальной и педагогической интеграции данной категории детей. Важнейшим условием эффективной интеграции является обоснование грамотной системы психолого-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок.
Организационно-технологическое решение вопроса
Основополагающими принципами организации системы управления реализацией программы являются:
— обеспечение нормативного, методического и информационного единства программы (система критериев для оценки и выбора современных форм и методов работы с педагогами и обучающимися, процедуры мониторинга выполнения мероприятий программы);
— обеспечение участия в управлении реализацией программы всех представителей образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов)
С целью эффективного управления программой разработана организационно-функциональная структура:
— Создана временная творческая проблемная группа по организации и внедрению инклюзивного образования в ОУ.
— Осуществлено планирование курсовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей.
— Организована работа по комплектованию экспериментальной группы.
— Осуществлено планирование приобретения новой методической и учебной литературы
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
Финансирование осуществляется за счет средств федеральной программы «Доступная среда».
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
Социальная адаптация детей-инвалидов в общеобразовательном учреждении.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
В рамках федеральной программы «Образование» (проект «Создание форм дистанционного оборудования для детей с ограниченными возможностями, не посещающих учебные учреждения по состоянию здоровья») получено:
— 18 специализированных рабочих мест ученика с переферийным оборудованием и программно методическим обеспечением (федеральный бюджет);
— 6 рабочих мест учителя для организации обучения с использованием дистанционных технологий (федеральный бюджет);
— подключение к сети «Интернет».
В рамках федеральной программы «Доступная среда» получено:
— спортивное оборудование на сумму 643 000, 00 руб. (краевой бюджет);
— автотранспортное средство на сумму 814 600, 00 руб. (краевой бюджет);
— 6 комплектов базовых мест обучающихся на сумму 1 144 773, 08 руб. (краевой бюджет);
— 12 комплектов базовых мест педагогических работников на сумму 1 628 927, 08 руб. (краевой бюджет);
— 3 аппаратно-программных комплекта для детей-инвалидов (ДЦП, слабовидящих, с нарушением речи) на сумму 314 110, 00 руб. (федеральный бюджет);
— оборудование для детей с заболеванием опорно-двигательного аппарата (ДЦП) на сумму 330 000, 00 руб. (федеральный бюджет).
За счет средств гранта РГНФ приобретено сенсорное оборудование для релаксационной комнаты
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 21 города Ставрополя.
Опыт города Ставрополя может быть реализован как на уровне муниципальных образований, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Отрасль применения практики (технологии)
Социальная сфера города. Образование.
Дата внедрения практики (технологии)
2002 год.
Отзывы, публикации
1. Есикова Е.В., Ващенко Н.М., Есикова О.Б. «Создание условий духовного благополучия и социальной уверенности учащихся в МОУ СОШ №21 города Ставрополя»/ Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях города: сборник из опыта работы образовательных учреждений» Ставрополь. 2009.
2. Есикова О.Б. «Школьная газета как средство социализации современных школьников»/Сборник материалов городской ярмарки педагогических инноваций. Выпуск 3. — Ставрополь. 2009.
3. Кизима А.Б., Есикова Е.В., Мироненко В.В. Актуальность организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на базе массовой общеобразовательной школы./Сборник материалов городской ярмарки педагогических инноваций. Выпуск 3. — Ставрополь. 2009.
4. Кизима А.Б., Колесникова А.А., Мироненко В.В. Дистанционное обучение как технологическая и дидактическая составляющая инклюзивного образования. – Опыт дистанционного обучения в образовательных учреждениях города Ставрополя. Сборник статей. – Ставрополь: Управление образования администрации г. Ставрополя. 2010г. С. 14-20.
5. Кизима А.Б., Есикова Е.В. Некоторые аспекты организации работы с одаренными детьми в инклюзивной школе. Развитие системы поддержки талантливых детей на основе интерпретации социокультурного пространства города Ставрополя/ Информационно-методические материалы августовской конференции педагогических работников города Ставрополя. Ставрополь: Управление образования администрации г. Ставрополя. 2010. С. 40-43
6. Колесникова А.А., Мироненко В.В. Дистанционное обучение как технологическая и дидактическая составляющая инклюзивного образования в МОУ СОШ № 21 г. Ставрополя Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Реализация государственной политики в интересах детей с ограниченными возможностями здоровья». Кисловодск, 21-23 апреля 2010 год.
7. Ушакова Е.В. Особенности социально-педагогической деятельности с детьми-инвалидами в массовой школе/Сборник материалов городской ярмарки педагогических инноваций. Выпуск 3. — Ставрополь. 2009.
8. Ширяева Е.Ю. Адаптивная физическая культура как основа полноценной жизни и самоактуализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья /Сборник «Учитель года: Лучшее от лучших» № 3 Ставрополь, 2007г С. 45- 46.
Практика отмечена дипломом V Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2012 год.
Документы практики:
Контакты:
Город Ставрополь. МБОУ средняя общеобразовательная школа № 21
355040, г. Ставрополь, улица 50 лет ВЛКСМ, 19
Телефон приемной: (8652) 72-49-79
E-mail: sch_21@stavadm.ru
http://www.sch21.stavedu.ru/
Администрация города Ставрополя
355035, г. Ставрополь, проспект Карла Маркса, д.94
Телефон: +7 865-2 26-03-10
Факс: +7 865-2 26-77-66
http://www.stavropol.stavkray.ru/
E-mail:goradm@stv.runnet.ru