Ставрополь (Россия) — Развитие познавательных способностей и вовлечение в инженерно-техническое творчество детей дошкольного возраста
7.4. Молодежная политика --> 7.4.20. Информационные технологии в организации адресной помощи молодежи, студентам.
7.5. Дошкольное и школьное образование --> 7.5.1. Информатизация образовательного процесса.
7.5. Дошкольное и школьное образование --> 7.5.3. Организация внешкольного досуга.
7.5. Дошкольное и школьное образование --> 7.5.6. Информатизация образования детей-сирот.
Практики города Ставрополя
Сущность предложения
Цель данной практики — развитие интеллектуальнопознавательных способностей детей дошкольного возраста посредством использования STEMтехнологий.
Основные задачи практики: повышение качества образования, развитие инженерной мысли, любознательности, воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о робототехнике, свойствах и отношениях объектов, расширение опыта ориентации в окружающем мире.
Организационное и технологическое решение вопроса
Образовательная деятельность по развитию интеллектуально-познавательных способностей организована в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155, и направлена на создание условий по формированию технической мысли и исследовательской активности в разных видах деятельности.
Практика предполагает внедрение в воспитательнообразовательный процесс новых STEM-технологий, обеспечивающих развитие у детей дошкольного возраста интереса к науке и технике, способствует формированию творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений и повышению интереса к профессии инженера. STEM-обучение является эффективным средством, объединяющим естественные науки, технологию, инженерию, математику для развития интеллектуальных способностей. Данное направление работы является первым этапом формирования познавательных способностей и предпосылок инженернотехнического творчества в период развития детей дошкольного возраста.
Практика реализуется в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду > № 85 города Ставрополя (далее — МБДОУ д/с № 85).
Работа с детьми по STEM-технологиям проводится с использованием шести модулей:
«Экспериментирование с живой и неживой природой», «Дидактическая система Ф. Фребеля», «Робототехника», «Лего-конструирование», «Математическое развитие», Мультстудия «Я творю мир».
Каждый модуль направлен на решение специфических задач, которые при комплексном решении обеспечивают реализацию целей STEMобразования. В соответствии с Календарем STEM, разработанным для групп детского сада, каждый день посвящен определенному образовательному модулю программы. Ежедневно проводятся лего-зарядки и лего-разминки, робо-зарядки и робо-разминки, техно-зарядки и техно-разминки, лого-зарядки и лого-разминки, мультизарядки и мультиразминки.
Работа по дополнительной программе «Использование STEM-технологий в процессе развития познавательного интереса у дошкольников в условиях ДОУ» ведется по модулям с периодичностью 1-2 раза в неделю во второй половине дня в различных форматах: квест-игры, виртуальные путешествия, интерактивные технолабиринты в «Умном холле», моделируемые под лаборатории в соответствии с тематикой дня.
Воспитанники обучаются с использованием не только наборов Фребеля, Лего, конструкторов, первороботов, научных лабораторий, но и с использованием инженерных книг, рабочих тетрадей, электронных средств обучения.
Педагогами для работы с воспитанниками составлены: картотеки игр по образовательным модулям, сборники стихов, песен, считалок, мультфильмов.
В рамках реализации модулей у детей развиваются такие структурные элементы информационной компетенции, как формирование процессов переработки информации; формирование мотивационных побуждений и ценностных ориентаций; понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации; навыки коммуникации, умение общаться; способность к анализу собственной деятельности.
Система оценки социальных показателей и индивидуального развития детей основана на методе педагогического наблюдения и включает в себя заполнение таблицы «Развитие предпосылок инженерного мышления детей» — промежуточный отчет по социальным показателям.
Важным критерием успешного развития детей является взаимодействие образовательной организации с семьей. Сотрудничество осуществляется по задачам модулей практики через мастер–классы, игры, упражнения, оформление познавательного журнала. Родители (законные представители) привлекаются к партнерству с воспитателями в реализации тех или иных разделов практики, принимают участие в конкурсах и выставках.
Педагоги МБДОУ д/с № 85 прошли обучение по теме «Особенности реализации образовательной программы от Фребеля до робота: растим будущих инженеров». В целях обмена опытом и повышения квалификации регулярно проводятся мастер-классы, круглые столы, консультации, тренинги и деловые игры для воспитателей МБДОУ д/с № 85. Также педагогический коллектив активно принимает участие в конференциях, вебинарах, семинарах на различных онлайн-платформах.
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
Не предполагает дополнительного финансирования.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
Реализация данной практики способствует развитию инженерной мысли, формирует не только логику, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий, что играет немаловажную роль в становлении личности как будущего гражданина нашей страны, так и горожанина. Использование практики позволит учреждениям новой формации вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, ученых, технологов, художников и математиков.
Внедрение STEM-технологий в образовательный процесс способствует:
популяризации образовательной > робототехники и научно-технического творчества как форм различных видов деятельности образовательных организаций;
техническому оснащению организаций, осуществляющих реализацию программ по изучению основ робототехники, мехатроники, IT и научно-технического творчества;
повышению эффективности использования интерактивных технологий и современных технических средств обучения.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
Не имеется.
Реализация практики (технологии) возможности его распространения
Информация об опыте работы МБДОУ д/с № 85 опубликована на Всероссийском образовательном портале «Педпроект»: «Использование Легоконструирования в образовательной работе с дошкольниками». Достигнутые результаты
транслировались на семинарах-практикумах, мастер-классах, заседаниях городских методических объединений, различных конкурсах и фестивалях, в > педагогических мастерских.
Информация о реализации данной практики представлена в рамках вебинара «ЛЕГОПОЛИС – территория успеха, от легоконструирования до робототехники», организованного образовательным центром «Каменный город» г. Перми, а также дискуссионного вебинара «STEM vs STEAM «Open
Space – новое пространство для реализации целей», организованного институтом образовательных технологий г. Самары.
Также разработаны методические материалы по STEM-технологиям: картотеки, памятки, буклеты, рекомендации.
Отрасль применения практики (технологии)
Практика может быть применена в дошкольных образовательных учреждениях городов регионов Российской Федерации.
Дата внедрения практики (технологии)
Образовательная практика разрабатывалась заблаговременно. С 2019 года исследовалась тематика. Практика реализуется с 2020 года.
География использования практики (технологии)
Город Ставрополь, Ставропольский край, Российская Федерация.
Отзывы, награды
Результаты работы МБДОУ д/с № 85 были обобщены и представлены на конкурсах различного уровня:
Лауреат Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны – 2021», г. Санкт-Петербург;
Лауреат Всероссийского конкурса «Лучшая дошкольная организация 2021», г. Санкт-Петербург;
Лауреат-Победитель Всероссийского открытого смотра-конкурса «Детский сад года – 2022»;
Лауреат-Победитель Всероссийского открытого смотра-конкурса «Лучшие детские сады России — 2022».
В 2022 году МБДОУ д/с № 85 признано Международной Академией общественного признания как «Лучшее дошкольное образовательное учреждение России».
В октябре 2021 года воспитанница МБДОУ д/с № 85 Ляшенко Ясения награждена дипломом первой степени Всероссийского конкурса «Лего дом» «Домик детства!».
Воспитанники МБДОУ д/с № 85 приняли участие в краевом конкурсе рисунков и поделок «Роботы будущего» в рамках IX регионального открытого фестиваля робототехники и биокибернетики «КИБЕРФЕСТ-2022».
Документы практики:
Материалы практики размещены на официальном сайте МБДОУ д/с № 85:
https://stavsad85.ru/инновационная-деятельность/
Контакты:
Заведующий МБДОУ д/с № 85 — Зубченко Олеся Марифовна; заместитель заведующего по УВР МБДОУ д/с № 85 — Пересыпкина Олеся Олеговна
тел. 8 (8652) 34-99-85