Ставрополь (Россия) — Реабилитация детей-ивалидов через общение с животными — 55
7.1. Соцзащита --> 7.1.9. Достижения в социальной реабилитации различных групп населения.
7.3. Поддержка людей с ограниченными возможностями --> 7.3.19. Организация мест общения, культурного и физического развития людей с ограниченными возможностями.
Практики города Ставрополя
Сущность предложения
Специалисты ГУСО «Ставропольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» министерства труда и социальной защиты населения СК начали привлекать собак для лечения детей, страдающих аутизмом, церебральным параличом и умственной отсталостью. Результаты канистерапии (терапии с помощью собак), как правило, не заставляют долго ждать.
Организационно-технологическое решение вопроса
«Реабилитация с использованием собак наиболее эффективна для детей с детским церебральным параличом, аутизмом и умственной отсталостью. Методика помогает расширить кругозор малышей, побороть в них комплексы и боязнь предпринимать самостоятельные действия, развить двигательную активность, а также дарит маленьким пациентам ни с чем не сравнимую эмоциональную радость от общения с четвероногими друзьями», — сообщает управление по госинформполитике правительства края.
Каждое занятие собаки с ребенком проводится в присутствии кинолога и воспитателя. Малышу дают гладить животное, ощупывать его, водить на поводке, играть и общаться с ним. Пес, в свою очередь, развлекает пациента выполнением различных команд.
Занятия с животным проходят по двадцать минут три раза в неделю. Однако дети по-разному относятся к четвероногому «доктору». Перед тем как приступить к занятиям с настоящим животным, пациента знакомят с игрушечной собачкой, сопровождая демонстрацию рассказом о жизни и повадках животного. Затем показывают настоящего пса, но только на расстоянии, постепенно подводя все ближе к животному. Малыш гладит четвероногого друга, ощупывает его, водит на поводке, играет и общается с ним, а пес, в свою очередь, развлекает пациента выполнением различных команд.
Необходимость постепенного знакомства очевидна: у большинства детей-инвалидов возможности общения с окружающим миром нет, домашние питомцы в таких семьях тоже большая редкость. Как следствие, многие пациенты реабилитационного центра поначалу испытывают страх перед четвероногим «доктором».
В центре работают пять «штатных», псов-лекарей – Джени, Шерман, Алиса, Герда, Альянс. Дружелюбие, безукоризненное воспитание и бесконечное терпение – основные «профессиональные» качества четвероногих сотрудников.
Каждый ребенок имеет свой характер, поэтому для занятий ему подбирается подходящий по темпераменту напарник: есть дети, которые реагируют только на активных собак, другим предлагается более спокойное животное.
Cоциальный результат
Конечно, канистерапию ни в коем случае нельзя рассматривать как панацею от болезни. На результаты лечения влияют многие показатели: эффективность комплексной терапии, индивидуальные особенности ребенка, течение болезни, эффективность процедур, которые он проходил. В первую очередь «лечение собаками» помогает «особенному» ребенку справиться с психологическими преградами: когда пациент видит животное, сразу забывает о своих страхах. В данном случае желание поиграть с псом помогает преодолеть психологические барьеры.
Документы практики: