Воронеж (Россия) — Разработка и реализация новых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений бюджетной сферы — 76
Сущность предложения
В целях соблюдения Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, органами местного самоуправления городского округа город Воронеж в течение 2009 года был осуществлен перевод муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета городского округа, на новые системы оплаты труда.
Масштаб мероприятия
При разработке и внедрении новых систем оплаты труда органы местного самоуправления городского округа город Воронеж были ориентированы на устранение существенных недостатков в сфере оплаты труда на основе ЕТС, затрагивающих около 40 тыс. работников муниципальных учреждений бюджетной сферы:
1. Низкие размеры тарифных ставок, характерные для системы оплаты труда на основе ЕТС и малая эффективность стимулирующих выплат.
2. Нарушение дифференциации в оплате труда разных категорий работников после установления с 1 января 2009 года минимального размера оплаты труда в сумме 4 330 рублей в месяц.
3. «Громоздкость» существующей системы стимулирования и необходимость в связи с этим администрирования и управления большим числом выплат.
4. Отсутствие у руководителей учреждений возможности стимулирования высококвалифицированных работников ввиду гарантированного характера практически всех надбавок и доплат.
Организационное решение вопроса
Переход на новые системы оплаты труда осуществлялся с использованием научных и методических разработок ФГУП «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Министерства здравоохранения и социального развития РФ. В результате проведённой работы:
— приняты решения Воронежской городской Думы о введении с 1 октября 2009 года отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений;
— утверждены распоряжения администрации городского округа город Воронеж, определяющие порядок, размеры и условия осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера работникам муниципальных бюджетных учреждений за счет средств бюджета городского округа и иных источников финансирования;
— установлены и утверждены локальными нормативными актами новые системы оплаты труда в каждом муниципальном учреждении с учетом мнения представительного органа работников, которые определяют конкретные размеры и условия выплат компенсационного и стимулирующего характера, зависящие от установленных критериев и показателей оценки эффективности работ для различных категорий работников.
Технологическое решение вопроса
На этом месте необходимо разметстить Технологическое решение вопроса
Cоциальный результат
Введение новых систем оплаты труда позволило решить комплекс важнейших социальных проблем и обеспечить:
— зависимость величины заработной платы в бюджетном секторе от квалификации работников, сложности выполняемых работ и условий труда, уровня образования и стажа работы;
— зависимость оплаты труда от конкретных результатов работы;
— повышение эффективности использования бюджетных ресурсов;
— повышение общего уровня оплаты труда работников бюджетного сектора;
— создание условий для привлечения высококвалифицированных специалистов в бюджетный сектор.
Экономический результат
Переход на новые системы оплаты труда обеспечил направление на выплаты стимулирующего характера работников бюджетного сектора не менее 30 % средств фонда оплаты труда, формируемого за счет ассигнований бюджета городского округа.
Введение новых систем оплаты труда в муниципальных бюджетных учреждениях позволило существенно повысить среднемесячную заработную плату работников за счет увеличения суммы бюджетных ассигнований, направляемых на оплату труда — на 30 %.
Реализация предложения
Реализация новых системы оплаты труда осуществлена в 429 муниципальных учреждениях городского округа город Воронеж, в том числе:
— 37 учреждениях, подведомственных управлению культуры;
— 348 учреждениях, подведомственных управлению образования;
— 2-х учреждениях физической культуры и спорта;
— 38 учреждениях здравоохранения и др.
Переход на новые системы оплаты труда позволил повысить среднемесячную заработную плату работников:
— в учреждениях образования — на 38,6 % — с 7421 до 10287 рублей;
— в учреждениях, подведомственных управлению культуры — на 29,4 % — с 6286 до 8136 рублей;
— в учреждениях физической культуры и спорта на 48,9 % — с 9600 до 14297 рублей;
— в учреждениях здравоохранения – на 20 % — с 9639 до 11595 рублей,
Введение органами местного самоуправления городского округа город Воронеж новых систем оплаты труда для работников бюджетной сферы, одними из первых в Центральном федеральном округе, обеспечило достижение одного из самых высоких уровней заработной платы бюджетников в городах Центрального федерального округа.
Среднемесячная заработная плата работников дошкольных учреждений в 2009 году в Воронеже оказалась одной из самых высоких в регионе и составила 8070 рублей, в то время как в Тамбове – 6949 рублей, в Рязани – 6735 рублей, в Орле – лишь 6380 рублей. Среднемесячная заработная среднего медицинского персонала бюджетных учреждений городского округа город Воронеж в 2009 году сложилась на уровне 9279 рублей, в Рязани – 8706 рублей, в Орле – 8462 рублей, в Тамбове – 8000 рублей.
Финансовые ресурсы
В рамках мероприятий по переходу на новые системы оплаты труда была проведена оптимизация сети муниципальных учреждений и оптимизация штатной численности работников бюджетной сферы в целях поиска дополнительных финансовых ресурсов для повышения уровня оплаты труда бюджетного сектора. По результатам инвентаризации штатных расписаний муниципальных учреждений и устранения в них дублирующих функций и вакантных должностей общая численность работников подведомственных муниципальных учреждений уменьшилась на 1220 ставок (3%).
Нормативно-правовая база
Решения Воронежской городской Думы о введении с 1 октября 2009 года отраслевых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений;
— Распоряжения администрации городского округа город Воронеж, определяющие порядок, размеры и условия осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера работникам муниципальных бюджетных учреждений за счет средств бюджета городского округа и иных источников финансирования;
— Локальные нормативные акты по новой системе оплаты труда в каждом муниципальном учреждении с учетом мнения представительного органа работников
Документы практики: