Воронеж (Россия) — Социальная сфера. Достижения в социальной реабилитации различных групп населения — 10
7.6. Библиотечное обслуживание --> 7.6.1. Организация городских служб, занимающихся вопросами библиотечного обслуживания населения.
7.6. Библиотечное обслуживание --> 7.6.12. Организация библиотечного обслуживания людей с ограниченными возможностями.
Практики города Воронежа
Сущность предложения
В Воронежской области на протяжении многих лет уровень инвалидности населения остается довольно высоким. На территории региона проживают 253 тысячи инвалидов, что составляет 11,1% от общего числа жителей. Людям с инвалидностью для адаптации в обществе необходимо овладеть многими навыками. Особой категорией в этом отношении являются дети с ограниченными возможностями здоровья. Именно с детского возраста должно происходить вовлечение в активную социальную, культурную жизнь. Максимально раннее начало комплексной психолого-медико-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является фактором оптимизации образовательных возможностей, профилактикой вторичных по своей природе нарушений в развитии, эффективной коррекции уже возникших нарушений взаимодействия ребенка с окружающим миром, а также включения родителей в коррекционную работу.
Появление на базе библиотеки Центра обусловлено не только актуальностью проблематики воспитания и развития детей с нарушениями зрения, но и желанием поддержать родителей таких детей, показав им, как правильно воспитывать и развивать малыша, как выработать у него адаптивные модели поведения.
Основой работы Центра является деятельность по психологическому сопровождению детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ними; конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество детей с патологией зрения и их семей. Также проводится тифло-информационная и просветительская деятельность с целью привлечения общественного внимания к проблеме людей с ограниченными возможностями. Всё это создаст необходимый социальный синергетический эффект.
К работе привлекаются студенты-волонтёры, на базе Педагогического университета проводились семинары и конференции, в ходе которых затрагивались такие актуальные проблемы, как толерантное отношение и помощь людям с ограниченными возможностями, чья адаптация в современном обществе затруднена, необходимость привлечения волонтеров к работе с инвалидами, необходимость ранней реабилитации детей с нарушениями зрения.
В Центре дети обучаются чтению и письму по системе Л. Брайля (рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими людьми). Важную роль в успешном овладении знаниями и навыками чтения и письма играет положительная мотивация: в библиотеке дети имели возможность встретиться с опытными брайлистами, хорошо реабилитированными взрослыми людьми и молодежью, достигшими существенных успехов в овладении повседневными и профессиональными знаниями и навыками.
Организационное и технологическое решение вопроса
Центр осуществляет свою деятельность в 3-х направлениях: тифло-информационное (информирование об особенностях воспитания, развития, абилитации незрячих и слабовидящих детей; информирование об особенностях коммуникативного общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья; пропаганда толерантного отношения к инвалидам) и образовательное (частью которого является представленный нами проект), культурно-досуговое (проведение интегрированных социокультурных мероприятий с участием обычных людей и людей с инвалидностью), реабилитационное (социокультурная и психолого-педагогическая реабилитация незрячих и слабовидящих детей).
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап.
1. Создание инициативной группы из сотрудников библиотеки и волонтеров.
2. Оборудование помещения для комфортного пребывания детей и их родителей.
3. Закупка необходимых материалов для занятий, детского творчества и изготовления тактильных книг.
4. Привлечение к работе опытных специалистов: тифлопедагога, психолога, дефектолога.
Основной этап.
1. Разработка образовательных программ и мероприятий специалистами.
2. Разработка моделей и изготовление тактильных книг.
3. Создание базы данных по проблемам воспитания и обучения особых детей.
Заключительный этап.
1. Проведение диагностики и непосредственно коррекционной работы по групповой и индивидуальной адаптации детей.
2. Проведение консультационной работы с родителями детей.
3. Проведение просветительской работы с населением по вопросам толерантного отношения к инвалидам, в особенности к детям.
4. Проведение мероприятий по помощи в адаптации незрячих детей в обществе.
В Центр обращаются за помощью родители детей с поражениями зрения разной степени тяжести. Специалистами Центра (педагогом-психологом и дефектологом) проводится индивидуальная диагностическая работа по изучению особенностей личности каждого ребёнка для определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы. На основе полученных данных разрабатывается индивидуальная коррекционно-развивающая программа, и проводятся занятия с детьми. Они включают в себя занятия по развитию мелкой моторики и чувствительности осязания, как средства познания и понимания мира, компенсации зрительных нарушений.
В рамках проекта сделать жизнь слабовидящих и незрячих детей ярче и интересней помогают нам студенты-волонтёры разных образовательных учреждений города Воронежа. Данное сотрудничество заключается в совместной деятельности с детьми, юношеством и молодежью. Мы вместе посещаем с разнообразными мероприятиями и спектаклями школу-интернат №3 для слепых и слабовидящих детей, изготавливаем дидактические пособия для развивающей работы, начитываем детские «говорящие» книги (книги на CD).
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
Проект Коррекционного центра на базе библиотеки был создан при финансовой поддержке некоммерческой организации «Благотворительный Фонд культурных инициатив (Фонд Михаила Прохорова)» (средства федерального бюджета) и стартовал в сентябре 2010 года. С фондом был заключён грантовый договор на год. В 2011 году финансирование было прекращено. Сегодня проект продолжает свою работу за счет средств областного бюджета, выделяемых на обеспечение текущей деятельности учреждения.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
Результатом работы Центра стала разработка комплексной программы ранней реабилитации детей с нарушениями зрения, включающей в себя раннюю диагностику и меры по компенсации слепоты. В результате последовательной работы дефектолога и психолога в нашем Центре успешно осуществлялась подготовка детей дошкольного и младшего школьного возраста к обучению чтению и письму по системе Л. Брайля. Помимо этого, данные занятия повышают эмоциональный тонус, активизируют положительные эмоции у детей и родителей, связанные с восприятием явлений окружающего мира, формируют потребность поделиться своими достижениями, что развивает речь, служит средством нормализации психического развития и компенсации недостатков, связанных с тяжелым зрительным дефектом и сопутствующими заболеваниями. По отзывам родителей, у детей наблюдается значительное снижение конфликтности, развитие бытовых навыков, улучшение речи, расширение кругозора. Комплексный подход всех сотрудников Центра к данной проблеме приводит к определенным положительным результатам, а именно на данный момент ученики нашего Центра успешно обучаются в Воронежской школе-интернате №3 для слепых и слабовидящих детей.
Специалистами библиотеки планируется дальнейшая реабилитация детей с глубокими нарушениями зрения. Мы стремимся сохранить индивидуальность каждого ребёнка через гармонизацию его внутреннего мира. А самое главное, своим теплом мы дарим детям радость, свою любовь и заботу.
Удалось привлечь внимание общественности и волонтёрских объединений к проблематики людей с ограниченными возможностями здоровья. Волонтёры активно участвовали в реализации проекта: проводили массовые мероприятия для детей, оказывали помощь в изготовлении дидактических пособий для работы и просто своим общением, активной жизненной позицией дарили детям тепло и радость.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
Услуги данного Центра предоставляются на безвозмездной основе
Реализация практики (технологии) возможности его распространения
Проект реализуется на базе Казённого Учреждения Культуры
Воронежской области «Воронежская областная специальная библиотека для слепых им. В.Г. Короленко» с сентября 2010 года.
Возможна реализация данной идеи на базе специальных библиотек для слепых регионов РФ.
Отрасль применения практики (технологии)
Социокультурная сфера, сфера образования.
Дата внедрения практики (технологии)
Проект стартовал в сентябре 2010 года
География использования практики (технологии)
Проект реализуется на территории г. Воронежа и Воронежской области, Россия
Отзывы, награды
Проект стал лауреатом регионального этапа всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности», в номинации «За участие в решении социальных проблем территорий и развитие корпоративной благотворительности». Конкурс проводится при поддержке Правительства Российской Федерации. Уполномоченным органом по проведению регионального этапа конкурса являлся департамент труда и социального развития Воронежской области.
На конкурсе «Библиотеки и музеи в современном обществе» (учредитель — Некоммерческий фонд «Национальный фонд развития здравоохранения» при участии аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в ЦФО) проект по созданию Центра ранней реабилитации для детей с ограничениями зрения дошкольного и младшего школьного возраста вошёл в двадцатку лучших по ЦФО в номинации «Специальная» (в области охраны здоровья и пропаганды здорового образа жизни) и отмечен дипломом.
По результатам конкурса на присуждение премии общественно-государственного признания «Добронежец» проект Центра был отмечен дипломом за проявленное гражданское неравнодушие и вклад в социальное развитие Воронежской области.
Также существуют многочисленные отзывы родителей незрячих детей о работе педагогов Центра и о достижении положительных результатов в адаптации и абилитации их детей (отзывы прилагаются).
Документы практики: