Улан-Удэ (Россия) — Модель возрастной школы (ступеней образования) на базе общеобразовательной школы № 35 г. Улан-Удэ — 9
Сущность предложения
Описание проблемы, на полное или частичное решение которой она ориентирована.
В последние годы в образовании присутствует понимание того, что традиционная школа не удовлетворяет образовательные потребности значительной части учащихся. В частности, обучение в традиционном виде не соответствует психологическим возрастным особенностям подростков, учащихся старшей школы. Кроме того, вызывает тревогу проблема уменьшения креативного потенциала учащихся: система отечественного образования обеспечивает не более чем 3-процентный уровень творчества. Ученический потенциал в этом отношении оказывается как минимум в 10 раз большим. Так, по данным наших исследований, а также данные других специалистов: педагогов, социологов, психологов, около 30% учащихся начальной школы способны создавать образовательную продукцию достаточно высокого уровня творчества. В то же время, среди выпускников общеобразовательных школ таких учеников оказывается лишь около 3%.
Одной из главных причин десятикратного уменьшения креативного потенциала учащихся за время их обучения в школе — сложившаяся система образования, которая фактически не ориентирована на развитие творческих способностей.
Возрастная школа (ступеней обучения) ориентирована на обучение, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности.
Обучение на всех ступенях осуществляется по индивидуальным программам, скорректированным в зависимости от уровня подготовки и индивидуальных особенностей учащихся.
На каждой ступени образования учитывается ведущая деятельность и основные потребности возрастного развития: содержание предшколы реализуется в игровой деятельности Подростковой школы — через привлечение к общественно-полезной деятельности, эмоциональное развитие, вовлечение подростков в социальную практику путем развития добровольческой (волонтерской) деятельности — т.е., создание условий для становления субъектности подростка.
В старшей профильной школе профильное обучение организованно не на основе профильных классов, а на основе индивидуальных образовательных программ каждого учащегося. Самоопределение стимулирует мотивацию.
Полем работы учащихся старшей школы являются все области человеческой деятельности: ученики учатся не школе, а в городе, который можно рассматривать как универсальную производственную лабораторию. В конкретные виды работы органично вплетаются учебные подцели.
Инновационность практики заключается в построении дифференцированной образовательной среды на трех уровнях:
Новое архитектурное и дизайнерское решение внутришкольного пространства;
Три разных институциональных концепции организации школьного пространства и содержания образования;
Система организации переходов с сохранением идеи постановки ключевой компетенции – «практического мышления»;
Сетевые формы педагогического взаимодействия внутришкольного, муниципального и республиканского уровня (on-lain конференции, педагогические форумы);
Организационно-технологическое решение вопроса
Срок реализации проекта – 5 лет (2011-2015 г.г.)
Первый этап — ориентировочный — 2011 год. Выявление перспективных направлений развития школы в условиях модернизации образования. Создание условий для реализации программы:
1. Аналитико-диагностическая деятельность, мониторинг различных аспектов образовательного и воспитательного процессов.
2. Определение стратегии и тактики деятельности.
3. Кадровое обеспечение образовательного и воспитательного процесса
4. Решение проблем материально-технического и нормативно-методического обеспечения.
5.Апробация инновационных разработок в области образования и воспитания.
6. Разработка положений, регламентирующих деятельность начальной ступени школы:
Второй этап — внедрение в образовательный процесс программ для Школы ступеней -2011 -2013 учебные годы.
1. Совершенствование форм содержания и методов образования и воспитания, приведение их в соответствие с психологическими особенностями возраста (ведущая деятельность) и индивидуальными способностями;
2. Мониторинг инновационной деятельности;
3. Повышение профессионального мастерства и творческого роста учителей и воспитателей.
4. Разработка программ для организации стажерской площадки;
5. Разработка положения о старшей школе;
6. Разработка положения о портфолио учащихся;
7. Локальные акты о сотрудничестве школы с ВУЗами и др. общественными институтами;
8. Изменение управленческой структуры ШСО
На всех этапах ведется постоянная модернизация содержания и программно-методического обеспечения образовательного процесса Школы ступеней образования.
Третий этап — анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы.
Фиксация созданных прецедентов образовательной практики и их закрепление в локальных нормативных актах школы.
К 2014 году предусматривается создание пакета инновационных программ и технологий школы ступеней обучения.ООП начальной ступени, подростковой и старшей ступеней; разработка модели переходов (механизм взаимодействия ступеней обучения);
Программа создания социальной микроструктуры школы ступеней.
Программа повышения квалификации, дидактическое обеспечение программы.
Пакет инновационных программ и технологий, направленных на формирование сквозных результатов.
Разработка новых финансово-экономических механизмов (см. приложение)
Четвертый этап — 2015 год — заключительный этап- устойчивая работа модели ШСО (подведение итогов эксперимента, обобщение педагогического опыта)
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
2011 год
Бюджетные средства 12,9 млн.руб.
Внебюджетные средства: 2,14 млн.руб
2012 год
Бюджетные средства – 55 млн.руб.
Внебюджетные средства – 2,63 млн.руб.
2013 год
Бюджетные средства – 55,4 млн.руб.
Внебюджетные средства – 2,63 млн.руб.
Грантовые средства 1,4 млн.руб.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
— выполнение социального заказа по современному уровню образования (материально-технические условия школы, кадры, инфраструктура, расширенный перечень услуг допобразовния, профилизация и т.п.). Обновление содержания и технологий обучения Школы ступеней с учетом современных требований (дистанционное, сетевое обучение и т.п.).
— работа в режиме Школы полного дня, в том числе и профильной Старшей школы.
— создание новых инфраструктурных объектов для здоровьесбережения детей (спортивные площадки, спортзалы, тренажерные, танцевальный залы).
— развитие преемственности и непрерывности образования на всех ступенях образования на основе совершенствования образовательных программ.
— создание новых инфраструктурных объектов для профессионального самоопределения: автошкола с автодромом, кабинет науки;
— создание новых инфраструктурных объектов для творческой самоактуализации личности (театр, танцкласс, школьная газета, школьное ТВ);
— привлечение к управлению школой родительской общественности (Наблюдательный Совет, Совет Отцов, Клуб молодой семьи).
Возможность реализации совместных проектов.
— повышение эффективности возрастных воспитательных систем;
Таким образом, переход к модели возрастной школы позволяет значительно повысить качество школьного обучения, сделать его адекватным требованиям времени, повысить уровень учебной мотивации детей.
К уровню внешних эффектов можно отнести:
1.Смену позиции городского сообщества к вопросам организации жизнедеятельности детей в школах, возникновение проектов, важных для решения городских проблем – («Трудовые отряды мэра», «Социально — образовательный туризм»).
2.Смена позиции педагогического сообщества — открытость школы, ее выход в социум, работа с населением как социокультурного центра, выход на более широкое понимание социализации и профессионального самоопределения учащихся.
3.Смена позиции муниципальных, республиканских властей — проектирование образовательных территориальных сетевых округов.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
— Реализация подушевого финансирования позволяет привлечь в школу больше финансов за счет количества учеников.
— Есть возможность более эффективного перераспределения средств, сэкономленных ОУ
— Организация дополнительных образовательных услуг, практик, стажировочных площадок
— Сокращение расходов (вывод на аутсорсинг).
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
-Отработанная коллективом МАОУ СОШ № 35 модель Школы Ступеней Образования может быть описана и представлена к распространению на территории РФ.
-Подпроекты Школы тоже могут быть описаны и распространены как технологии: «Социально- образовательный туризм», «Трудовые отряды мэра».
Отрасль применения практики (технологии)
Образование.
Дата внедрения практики (технологии)
с ноября 2011.
Отзывы, награды
Проектный этап
Победитель Приоритетного национального проекта «Образование» — Лучшая школа России. 2009г.
Победитель городского конкурса «Лучшая школа года» 2009г.
Победителем Республиканского конкурса на присвоение статуса «Республиканская стажировочная площадка» по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» 2009г.
Реализационныйэтап:
Победитель Республиканского конкурса авторских стажировочных площадок (тема «Подготовка тьюторов к работе с одаренными детьми») 2012г.
Пилотная школа по реализации Всероссийского проекта «Мини-футбол в школу» 2011г.
Пилотная площадка по развитию Всероссийского проекта «КЭС-баскет» в Республики Бурятия; 2012г.
Победитель Республиканского конкурса стажировочных площадок (Тема «Новые практики образования») 2013г.
Присвоен статус Региональной экспериментальной площадки НОУ «Открытый молодежный университет» по теме «Реализация внеурочной деятельности средствами очно-дистанционных технологий по итогам 2012-2013г.г»
Практика отмечена дипломом VI Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2013 год.
Документы практики:
Контакты:
Администрация города Улан-Удэ
телефон приемной — 8 301-2 21-57-05
факс приемной — 8 301-2 21-60-97
Официальный сайт органов местного самоуправления города Улан-Удэ https://ulan-ude-eg.ru/