Челябинск (Россия) — Организация и проведение конкурсов среди субъектов малого и среднего предпринимательства — 3
Сущность предложения
Администрация города Челябинска проводит среди субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП) конкурсы на предоставление субсидий (частичное возмещение затрат) с целью обеспечения благоприятных условий для развития.
Несмотря на положительные тенденции развития предпринимательства в городе Челябинске, существует ряд определенных проблем при ведении предпринимательской деятельности:
— недостаток финансовых ресурсов для приобретения и модернизации основных фондов, низкий уровень инвестиций в основной капитал, высокий износ основных средств;
— низкая активность в продвижении товаров и услуг, недостаток финансовых ресурсов на участие в выставках и продвижение сайта в сети Интернет;
— недостаток финансовых ресурсов и знаний для организации и развития бизнеса молодыми предпринимателями и предпринимателями, осуществляющими услуги по дневному времяпрепровождению детей до 3 лет, а также иные подобные им виды деятельности по уходу и присмотру за детьми до 3 лет;
— недостаточный уровень знаний руководителей и сотрудников сферы малого и среднего бизнеса.
Данные проблемы решаются Администрацией города программно-целевым методом – при помощи реализации муниципальной программы содействия развитию малого и среднего предпринимательства, в рамках которой
СМСП предоставляется финансовая поддержка в виде субсидий, в том числе:
— по оплате процентов по кредитам российских кредитных организаций, привлеченным с целью приобретения оборудования;
— по оплате лизинговых платежей по договору (договорам) лизинга оборудования, заключенному с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг) включая затраты на монтаж оборудования, за исключением части лизинговых платежей на покрытие дохода лизингодателя;
— по оплате первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования, заключенному с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), включая затраты на монтаж оборудования;
— по приобретению оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг);
— по участию в российских выставках, ярмарках;
— по продвижению принадлежащего субъекту предпринимательства сайта в поисковых системах сети Интернет;
— по реализации бизнес-проектов субъектами молодежного предпринимательства;
— по повышению квалификации, развитию предпринимательской грамотности и предпринимательских компетенций кадров;
— на развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми.
Практика проведения конкурсов на предоставление субсидий среди СМСП внедрена Администрацией города в 2010 году. Ранее, в 2007-2009 годах, субсидии предоставлялись в заявительном порядке. При заявительном порядке СМСП, предоставивший заявку (пакет документов), соответствующую Положению о предоставлении субсидий, гарантированно получал субсидию.
Администрацией города был проведен анализ получателей субсидий по критериям: вид деятельности, среднесписочная численность, создание новых рабочих мест, среднемесячная заработная плата, объем уплаченных налоговых и страховых платежей, количество полученных субсидий за период (3 года). Анализ показал, что субсидии получают не СМСП, имеющие лучшие показатели хозяйственной деятельности, а СМСП, подавшие заявку раньше, в том числе те, которым в предыдущие годы уже были предоставлены субсидии.
Было принято решение, для более эффективного расходования бюджетных средств, в дальнейшем предоставлять субсидии на конкурсной основе, с учетом вышеперечисленных критериев, с оценкой критериев по 6-балльной шкале. Таким образом, преимущество в предоставлении субсидий получили СМСП:
— определенных видов деятельности (например, 6 баллов – обрабатывающие производств, 0 баллов оптовая и розничная торговля, операции с недвижимым имуществом);
— с более высокой заработной платой;
— создающие новые рабочие места;
— уплачивающие больший объем налогов и страховых платежей.
Также был учтен фактор первичности обращения – 6 баллов при получении субсидии впервые, 0 баллов – если была получена одна или более субсидий определенного вида.
Организационно-технологическое решение вопроса
Конкурс на предоставление субсидий СМСП включает в себя выполнение следующих организационных мероприятий*:
1) подготовка информационного сообщения о проведении конкурса и размещение его на официальном сайте Администрации города Челябинска в сети Интернет;
2) прием от СМСП заявления с приложенными документами для участия в конкурсе (далее – документы) в течение срока, указанного в информационном сообщении о проведении конкурса на официальном сайте Администрации города Челябинска в сети Интернет, но не более 30 календарных дней. Регистрация документов осуществляется в журнале обращений по мере поступления заявлений от СМСП;
3) проведение экспертизы предоставленных документов на соответствие их требованиям Положений о конкурсах в срок не более 7 рабочих дней со дня их получения. В случае соответствия предоставленных документов требованиям Положений о конкурсах, СМСП признается участником конкурса. В случае предоставления неполного пакета документов, несоответствия предоставленных документов требованиям Положений о конкурсах, СМСП не признается участником конкурса. Документы возвращаются СМСП.
4) подготовка конкурсных материалов в виде сводной таблицы по всем участникам конкурса по критериям отбора, указанным в Положениях о конкурсах, для определения победителей конкурса;
5) организация проведения заседаний конкурсной комиссии (конкурсная комиссия: рассматривает конкурсные материалы, на основании которых выносятся рекомендации по определению победителей конкурса и размеру субсидий в виде решения конкурсной комиссии, которое оформляется протоколом конкурсной комиссии);
6) принятие распоряжения Администрации города о предоставлении субсидии СМСП — победителям конкурса с последующим уведомлением СМСП о результатах проведения конкурса;
7) подготовка проектов соглашений с победителями конкурса, организация их согласования;
8) представление документов в Управление бухгалтерского учета и отчетности аппарата Администрации города, осуществляющее перечисление средств СМСП.
9) обеспечение хранения документов в течение 5 лет с момента их предоставления в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
* п.31 Положения о предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства города Челябинска, утвержденного постановлением Администрации города Челябинска от 23.12.2014 № 222-п (в ред. постановлений Администрации города Челябинска от 08.07.2015 № 133-п и от 04.09.2015 № 168-п) и п.18 Положения о предоставлении субсидий на развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста и иных подобных им видов деятельности по уходу и присмотру за детьми, утвержденного постановлением администрацией города Челябинска от 06.10.2014 № 175-п (далее – Положения о конкурсах)
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
Обеспечение финансирования осуществляется в пределах средств, утвержденных в ведомственной структуре расходов бюджета города Челябинска на очередной финансовый год и на плановый период, а также за счет средств, привлеченных из вышестоящих бюджетов (федерального и областного).
2013 год: бюджет города Челябинска 5 806,0 тыс.руб., федеральный бюджет 7 500,0 тыс.руб. Всего 13 306,0 тыс.руб.
2014 год: бюджет города Челябинска 6 016,150 тыс.руб., федеральный бюджет 12 977,190 тыс.руб.
Всего 18 993,340 тыс.руб.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
В результате проведения конкурсов субсидии предоставляются социально ответственным СМСП, что способствует созданию условий для обеспечения занятости населения в секторе малого и среднего предпринимательства. В период с 2010 по 2014 годы СМСП-получателями субсидий сохранено 8 006 рабочих мест и создано 1 854 новых рабочих места
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии).
За 5 лет от СМСП-получателей субсидий объём налоговых отчислений в бюджеты всех уровней на 1 руб. предоставленной субсидии составил 15,53 руб. Прирост данного показателя на 1 руб. предоставленной субсидии составил 1,82 руб. Объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) на 1 руб. предоставленной субсидии составил 372,34 руб. Прирост данного показателя на 1 руб. предоставленной субсидии составил 63,06 руб.
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
Практика реализована в городе Челябинске
Отрасль применения практики (технологии)
Развитие малого и среднего предпринимательства
Дата внедрения практики (технологии)
2010 год
География использования практики (технологии).
Челябинск, Челябинская область, Российская Федерация
Отзывы, награды
Челябинский городской округ является 3-кратным победителем областного конкурса «Лучший городской округ (муниципальный район) Челябинской области по развитию малого и среднего предпринимательства» по итогам работы за 2010, 2011 и 2012 годы.
В июне 2012 года город Челябинск удостоен престижной премии Торгово-промышленной палаты Российской Федерации «Золотой Меркурий» в номинации «Лучший город с наиболее благоприятными условиями для развития предпринимательства». Администрация города Челябинска награждена дипломом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и эксклюзивной статуэткой «Золотой Меркурий»
Дополнительные материалы
В электронном виде диаграммы: «Количество видов субсидий», «Размер предоставляемых субсидий», «Объём финансирования программы содействия развитию малого и среднего предпринимательства в городе Челябинске»
Документы практики:
Контакты:
Администрация города Челябинска.Отдел развития предпринимательства Комитета экономики
Адрес: Революции пл., 2, каб. 507, г. Челябинск, 454113,
тел. (8-351) 263 43 39,
факс 263 62 12,
e-mail:orp@cheladmin.ru