Ярославль (Россия) — Городская компьютерная сеть муниципальной системы образования (ГКС МСО). Электронная школа — 7
7.5. Дошкольное и школьное образование --> 7.5.1. Информатизация образовательного процесса.
7.5. Дошкольное и школьное образование --> 7.5.2. Новации в системе дошкольного и общего образования.
Практики города Ярославля
Сущность предложения
ГКС МСО — это целостная структура, состоящая из взаимодействующих сетей Департамента образования мэрии (ДОМ) и образовательных учреждений (ОУ).
Основная функция ГКС МСО – обеспечение формирования и развития информационной среды (инфосреды) МСО. В основе ГКС МСО лежит реализация модели «Электронной школы».
«Электронная школа» – это общеобразовательное учреждение, в котором, благодаря наличию ИС, квалифицированных кадров, сервисов, материальных условий и нормативной базы, осуществляется информатизация основных видов деятельности.
Электронная школа обеспечивает возможность создания единой среды обмена информацией в рамках школы (механизм портфолио, внутренняя электронная почта, электронный дневник, электронный журнал и т.п.), для улучшения взаимопонимания и сотрудничества между всеми участниками учебного процесса.
За счет объединения информации о деятельности образовательных учреждений муниципальной системы образования достигается:
— создание единой информационной среды для всех уровней управления в МСО;
— оперативный доступ всех уровней управления к достоверной, актуальной и достаточной информации, представленной в удобном виде;
— упрощение сбора данных за счет регистрации информации там, где она действительно появляется, а не там где она стала необходимой, избавление от дублирующего сбора одних и тех же данных.
За счет создания информационной среды в рамках образовательного учреждения достигается:
— создание единой информационной среды для организации образовательного процесса (информация об учащихся и учителях, преподаваемых предметах, учебниках и т.п.)
— использование Интернет-технологий и баз данных для обеспечения информацией участников образовательного процесса по вопросам его организации и результатов (расписание, текущая и итоговая успеваемость, темы уроков, домашние задания, комментарии педагогов и т.п.).
— организация хранилища для портфолио учащихся и педагогов.
— использование Интернет-технологий для организации общения между участниками образовательного процесса (поручения, оперативные вопросы, консультации, обмен мнениями и т.п.).
— обеспечение максимальной доступности средств общения участников образовательного процесса не только с использованием компьютерной техники ООУ, но и домашних ПК учащихся и педагогов.
Организационно-технологическое решение вопроса
Концепция информатизации муниципальной системы образования города Ярославля (2011 год), письмо департамента образования мэрии города Ярославля от 27.12.2011 № 01-13/7869 о переходе на оказание электронных услуг общеобразовательными учреждениями по информированию родителей (законных представителей) о ходе и результатах учебного процесса с 1 января 2012 года.
В качестве базового программного обеспечения, позволяющего реализовать модель Электронной школы, была разработана Автоматизированная система информационного обеспечения управления (АСИОУ).
Этапы реализации практики:
1. Разработка.
Уникальность данной разработки состоит в том, что она является внутренней для муниципальной системы образования. Это обусловило специфику развития программного обеспечения системы: в качестве исполнителей выступали сотрудники отдела информатизации, мониторинга и анализа ГЦРО, в качестве постановщиков задач на создание и развитие ее функциональных возможностей на всех этапах формирования выступали непосредственно сотрудники образовательных учреждений всех категорий, являющиеся пользователями данной системы.
2. Опытная эксплуатация.
Организация 6 муниципальных ресурсных центров, работающих над проектом «Электронная школа», на базе МОУ СОШ № 26, 67, 76, 80, 89 и МОУ лицея № 86.
3. Внедрение.
Техническое, методическое и организационное сопровождение внедрения АСИОУ в общеобразовательные сопровождалась сотрудниками отдела информатизации, мониторинга и анализа ГЦРО. Проводилось консультирование, выезды на места, поддерживалась постоянная «горячая линия», в том числе с использованием технологий on-lineобщения. Обучение сотрудников всех общеобразовательных учреждений, поэтапно присоединяющихся к проекту, проводилось на базе ресурсных центров.
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
Городской бюджет.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
Реализация и функционирование проекта позволило обеспечить:
— повышение качества образования (в том числе об этом можно судить по динамики результатом ЕГЭ, мониторинговых исследований в муниципальной системе образования);
— повышение уровня удовлетворенности качеством образовательного процесса через обеспечение обратной связи между школой и родителями, школой и органами управления образованием: все общеобразовательные учреждения города имеют интернет-представительство и зарегистрированы в Региональном Интернет-дневнике на сайте http://www.dnevnik76.ru/» (бесплатный интернет-ресурс ООО «Горизонт» (Zavolga.net));
— «прозрачность» образовательного процесса для общества;
— увеличение скорости обработки информации внутри образовательной организации.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
Экономический результат от внедрения практики опосредован повышением качества управленческих решений за счет расширения информационной базы их принятия.
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
Данная практика реализована на всех общеобразовательных учреждениях муниципальной системы образования города Ярославля; МОУ ДПО Городской центр развитии образования.
Практика внедрена в большинстве общеобразовательных учреждений Ярославской области. В настоящее время АСИОУ в качестве типового ядра региональной системы мониторинга и образовательной статистики установлена во всех общеобразовательных учреждениях Ярославской области (около 500 учреждений), муниципальных органах управления образованием (20), а также в учреждениях начального и среднего профессионального образования (более 40).
Отрасль применения практики (технологии)
Общее образование.
Дата внедрения практики (технологии)
2011 год.
Документы практики:
Контакты:
МОУ ДПО Городской центр развития. Город Ярославль
МОУ ДПО Городской центр развития, директор — Бушная Ольга Вячеславовна, тел 8 (4852) 40-96-70,
gcro@yandex.ru