Ижевск (Россия) — Социальный проект «Идущие вместе» — 54


Сущность предложения

Основная идея проекта:
Создание в отдельном микрорайоне города единой открытой педагогической системы работы с семьями, в том числе с семьями, дети которых не посещают образовательные учреждения, семьями, находящимися в тяжелой жизненной ситуации, социально-опасном положении; привлечение внимания общественности к проблемам семьи, подростков и молодежи с целью формирования здорового образа жизни, профилактики безнадзорности, правонарушений, социально-опасных заболеваний.
Суть инициативы:
Осуществление взаимодействия педагогических коллективов муниципальных дошкольных образовательных учреждений микрорайона №39, 170, 219 с основными социальными институтами детства (средней общеобразовательной школой №60, Детской городской поликлиникой №6, библиотекой им. Ф.Г.Кедрова, муниципальным учреждением дополнительного образования детей клубом «Бригантина»), родительской общественностью, производственными предприятиями, функционирующими в микрорайоне, общественной приемной депутатов Городской думы города Ижевска с целью выработки механизмов работы с детьми, не охваченными дошкольным образованием, детьми и подростками из неблагополучных семей, распространение положительного опыта подобной деятельности в Ленинском районе города Ижевска.
Задачи проекта:
— координация и совершенствование профилактической работы учреждений и организаций микрорайона с детьми и их семьями, направленной на формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни;
— создание условий для положительной социальной адаптации неорганизованных детей дошкольного возраста, несовершеннолетних и их семей;
— стабилизация семьи как основного социального института, усиление ответственности родителей за воспитание детей;
— поиск новых форм организации досуга семей для формирования широкого круга интересов, увлечений занятий, тиражирование культуры семейного отдыха.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

Нормативной базой реализации проекта являются:
— Закон РФ от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании»;
— Федеральный закон от 24 июня 1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
— Закон Удмуртской Республики от 24 апреля 2001г. №20-РЗ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Удмуртской Республике».
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (октябрь-ноябрь 2005г.)
Постановка цели и конкретизация задач, выбор форм и методов работы, презентация проекта на круглом столе, организованном Администрацией города Ижевска в рамках Недели профилактики безнадзорности и правонарушений с участием специалистов дошкольного, общего школьного и дополнительного образования, специалистов Управления здравоохранения Администрации города Ижевска, специалистов Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Администраций города Ижевска, специалистов отделов по делам несовершеннолетних РОВД районов города, представителей общественных объединений и организаций.
II этап – Этап непосредственной реализации проекта (2006-2012 гг.)
Проведение мероприятий, реализация работы вновь организованных Клубов, поиск и отработка наиболее эффективных форм и методов работы.
а) Промежуточный срез, обобщение полученных результатов работы, анализ, формулировка выводов, определение перспектив, составление рекомендаций для последующей реализации проекта (2008 г.).
б) Внедрение новых инновационных проектов, получивших свое развитие внутри основных направлений проекта (2008-2012гг.).
III этап — Внедрение инновационного проекта в других микрорайонах Ленинского района города Ижевска (2009-2012 гг.).
Основные направления проекта:
1. «Доброта спасет мир» — проведение социально-значимых акций:
— экологические акции («Дни защиты от экологической опасности», «Ижевск – цветущий город», «Живые родники» и др.);
— акции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних («Ребята с нашего двора», «Твои права подросток»);
— акции по профилактике социально-опасных заболеваний, формированию привычки к здоровому образу жизни («Здоровье – наш успех», «Поменяй сигаретку на конфетку» и др.);
— благотворительные акции, ярмарки («Семья – семье», «Умным детям – умные книжки»);
— организация трудовой занятости подростков (экскурсии на предприятия, встречи с представителями разных профессий, организация ярмарок вакансий, беседы по профориентации).
2. «Ключи семейного счастья» — организация клубной работы:
— Клуб «Семейный хобби-клуб» (тематические заседания по темам – здоровье, кулинария, досуг и др.);
— Клуб «Семейный лад» (заседания клуба посвящены проблемам детского родительских отношений);
— Клуб молодой семьи «Мамина школа» (оказание медико-психолого-педагогической помощи молодым родителям в воспитании детей);
— Клуб «Очаг» (вовлечение старшего поколения (дедушки, бабушки) в воспитание детей, воспитание уважения к людям старшего поколения).
3. «Красота, здоровье, спорт» — организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в микрорайоне (спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья», военно-патриотическая игра «Тропа к генералу», летняя и зимняя олимпиады, турниры по мини футболу и др.).
4. Праздники «Малиногории» — мероприятия конкурсного и досугового характера (праздники «Чтобы жизнь повторилась сначала, загляните в семейный альбом», «Новый год у ворот», «Капелька чуда – праздник воды», конкурсы Мамы всякие важны, мамы каждому нужны»).
В 2008 году в рамках проекта «Идущие вместе» родились новые инновационные проекты:
— «В детский сад всей семьей» — МДОУ №219;
— «Футбол без границ» — МДОУ №39 (вовлечение детей дошкольного возраста в занятия футболом);
— «Капелька чуда» — МДОУ №170 (экологическое воспитание детей, формирование социально активной жизненной позиции в вопросах охраны окружающей среды)

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Спонсорские средства предприятий и организаций, функционирующих в микрорайоне, привлечение общественных приемных депутатов Городской думы города Ижевска.

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

За период реализации проекта:
— в микрорайоне сложилась крепкая система социального партнерства между дошкольными образовательными учреждениями, средней общеобразовательной школой, Общественной приемной депутатов Городской думы города Ижевска, районной библиотекой.
— проведено 92 экологические акции («Чистый город, чистый двор, чистый детский сад», «Елочка – зеленая иголочка», «Берегите первоцветы», «Поможем зимующим птицам», «Сохраним наш пруд чистым»);
— более 1500 семей вовлечено в проведение благотворительных акций;
— оказана помощь 12 семьям, находящимся в социально-опасном положении по подготовке ребенка к школе (одежда, обувь, учебники, письменные принадлежности и др.);
— передано в фонд районной библиотеки более 400 книг и периодических изданий;
— с 2007-2011 гг. ни одна семья, проживающая в микрорайоне «Малиновая гора» и находящаяся в социально-опасном положении, не была приглашена на заседание Комиссии по делам несовершеннолетних;
— 5 выпускников дошкольных образовательных учреждений микрорайона являются учащимися Автономного учреждения Удмуртской Республики Футбольный клуб «Зенит-Ижевск».

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Экономический эффект возникает за счет активного дополнительного использования помещений образовательных учреждений, участвующих в проекте, для организации мероприятий, направленных на решение основной цели и задач проекта.

 

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Микрорайоны «Малиновая гора» и «Железнодорожный вокзал» Ленинского района города Ижевска.

 

Отрасль применения практики (технологии)

Проект может быть реализован учреждениями образования, спорта, молодежной политики, социальной сферы и здравоохранения.

 

Дата внедрения практики (технологии)

Проект начал свою реализацию в октябре 2005 года и активно развивается до настоящего времени.

 

Отзывы, награды

Диплом победителя республиканского конкурса инновационных образовательных проектов «Школа – 2006».
Диплом победителя конкурса инновационных разработок X Российского образовательного форума (2006 г.).
Диплом победителя номинации «Партнерство ради здоровья» конкурса образовательных программ и учебно-методических разработок на тему формирования и сохранения здоровья IV городского Фестиваля здоровья (2006 г.).
Диплом победителя конкурса «Образовательное учреждение, доброжелательное к детям» V городского Фестиваля здоровья (2008 г.).
Дипломы III степени городского фестиваля инновационных программ и проектов – проект «В детский сад всей семьей» и проект «Футбол без границ» (2009 г.).

 


 

Документы практики: