Барнаул (Россия) — Организация специализированной лагерной смены для детей с ограниченными возможностями здоровья — 11
7.3. Поддержка людей с ограниченными возможностями --> 7.3.17. Организация мест постоянного и временного пребывания людей с ограниченными возможностями.
7.3. Поддержка людей с ограниченными возможностями --> 7.3.20. Социальная реабилитация лиц с психофизическими недостатками.
7.5. Дошкольное и школьное образование --> 7.5.4. Организация отдыха детей во время каникул.
Практики города Барнаула
Сущность предложения
Реабилитация граждан с ограниченными возможностями здоровья с целью интеграции их в общество.
Организационно-технологическое решение вопроса
С целью формирования условий по созданию комфортной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения реабилитационные мероприятия с гражданами с ограниченными возможностями здоровья осуществляются в соответствии с распоряжением администрации города от 07.03.2012 № 50-р «О реализации на территории городского округа – города Барнаула Алтайского края Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 года».
Оказание содействия в решении вопроса самообслуживания детей – инвалидов реализуется в рамках постановления администрации города от 04.05.2012 № 1363 «Об организации летнего отдыха детей и подростков в 2012 году». Формой социальной поддержки детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов является специализированная лагерная смена для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учитывая возраст, специфику и тяжесть заболевания детей, формируется 3 заезда по 7 дней, – это самое оптимальное пребывание ребенка на базе загородного лагеря (опыт прошлых лет показал, что 10 дней — дети начинают скучать, происходит эмоциональный спад, 5 дней – недостаточно для реализации программы социо — культурной реабилитации детей с ограниченными возможностями).
Программа лагеря направлена на индивидуальную помощь каждому ребенку: дать почувствовать себя личностью, преодолеть страх быть непринятым в обществе, научиться жить в группе, общаться, дружить, научить детей самостоятельности, предоставить возможность каждому ребенку развивать свои способности, приобрести новые навыки, и привлечь внимание общественности.
Дети занимаются в кружках «Горячие танцы», «Вкусняшки» (приготовление простых блюд), «Бабушкин сундучок» (бисероплетение), «Творческий разум» (лепка из глины, изготовление поделок), «Музыкальный кружок», «Дворовые игры», «Спортивные игры», ЛФК, лечебная верховая езда на лошадях (иппотерапия), проводятся КВН, карнавалы, конкурсы талантов.
За каждым ребенком закреплен волонтер и находится с ним круглосуточно. Волонтеры проходят трехдневный инструктаж по работе с детьми-инвалидами, имеют медицинские заключения о состоянии здоровья.
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
Ежегодно в бюджете города предусматриваются расходы на проведение специализированной лагерной смены для детей с ограниченными возможностями здоровья. На уровне региона и муниципалитета принято решение о страховании от несчастного случая при перевозке организованных групп детей на время следования в лагерь. Общая сумма затрат из средств бюджета города на данные цели в 2012 году составила 1000 рублей.
Для творческой реабилитации детей приобретены канцелярские принадлежности и предметы для проведения досуговых мероприятий. Организация услуг питания осуществляется за счет средств бюджета города.
Сумма затрат из бюджета города в 2012 году на проведение данной смены составила 129,5 тысяч рублей.
Средства на содержание детей в загородном лагере поступают из краевого бюджета в форме оказания материальной помощи малообеспеченным семьям через управления социальной защиты населения районов города. Сумма содержания одного ребенка на 7 дней составляет 3333 рубля (из расчета стоимости путевки в загородный лагерь 10000 рублей).
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
За период проведения специализированных лагерных смен для детей с ограниченными возможностями здоровья расширен перечень заболеваний, с которыми дети могут участвовать в данной смене. Первоначально участниками смены были дети только с заболеванием ДЦП, на сегодняшний день дополнительно в перечень включены слабослышащие, слабовидящие, дети с задержкой психического развития, синдромом Дауна.
В результате реабилитационных мероприятий у людей с ограниченными возможностями проявляется инициатива, социально-культурная деятельность, растет творческая и социальная активность, приобретаются навыки самообслуживания.
Ежегодно реабилитацию проходят до 70 детей-инвалидов, из них 20 – 25 детей передвигаются на инвалидных колясках.
Родители получают квалифицированную консультацию специалиста ЛФК по закреплению навыков, достигнутых в период нахождения в лагере.
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
На базе загородных летних оздоровительных лагерей.
Отрасль применения практики (технологии)
Социальная защита.
Дата внедрения практики (технологии)
С 2000 года.
Отзывы, награды
Практика отмечена дипломом V Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2012 год.
Документы практики: