Барнаул (Россия) — Организация работы социальных магазинов для обслуживания льготной категории горожан — 25
5.1. Торговля и потребительский рынок --> 5.1.8. Организация работы магазинов для социально незащищенных и малообеспеченных граждан.
7. Библиотека городских практик. Социальная сфера.
7.1. Соцзащита --> 7.1.10. Формирование социально ориентированной системы торгового обслуживания населения.
Практики города Барнаула
Сущность предложения
Организация работа социальных магазинов направлена на обеспечение малообеспеченной и льготной категории горожан основными группами продовольственных и непродовольственных товаров по ценам ниже среднерозничных, сложившихся на потребительском рынке города.
Организационно-технологическое решение вопроса
С целью обеспечения льготной категории горожан основными группами продовольственных и непродовольственных товаров в городе с 2004 года активно развивается сеть социальных магазинов, деятельность которых регламентируется постановлениями администрации города от 25.05.2009 №2729 «Об утверждении Положения об определении статуса социального предприятия розничной торговли» и от 25.03.2009 №1440 «Об утверждении Положения об определении статуса социального непродовольственного предприятия розничной торговли».
В соответствии с указанными постановлениями определена процедура присвоения статуса социального предприятия розничной торговли. Цены на товары, продаваемые в магазинах, претендующих на получение статуса «социальный», не должны быть выше среднерозничных цен по городу, а также наценка на товары не должна превышать 20%.
Решение о присвоение статуса «Социальный» принимается комиссией, в состав которой входят председатель и заместитель председателя городского комитета по развитию предпринимательства потребительскому рынку и вопросам труда, а также председатели районных комитетов.
Документом, подтверждающим статус магазина, является аттестат, который вручается публично администрацией города директору предприятия в магазине с приглашением малообеспеченной и льготной категории горожан, проживающей в микрорайоне размещения магазина. В день открытия социального магазина приглашенным горожанам оформляются социальные карты, по которым, при совершении покупок, будет предоставляться скидка.
Информация об открытии социального магазина размещается на сайте администрации города.
В дальнейшем горожане, имеющие право на получение социальной карты могут обратиться в КГУСО «Территориальный центр социальной помощи семье и детям» по месту жительства для выдачи направления, подтверждающего принадлежность к социальной категории горожан.
В магазинах ведется книга регистрации выданных социальных карт, ежеквартально анализируется сумма предоставленной скидки льготной категории горожан.
Аттестат, подтверждающий социальный статус магазина является основанием для производителей хлеба и молочной продукции на поставку «социальных» хлеба и молока, стоимость которых на 50% и 33% соответственно дешевле, чем для остальных горожан. Кроме этого целый ряд производителей и оптовых компаний при наличии данного аттестата отпускают товар магазинам дешевле на несколько процентных пунктов.
С целью сохранения сети социальных магазинов в 2009 году(в период кризиса) на базе социальных продовольственных магазинов в городе было создано некоммерческое партнерство «Барнаульская сеть социальных магазинов» куда вошли 13 самостоятельных юридических лица и индивидуальных предпринимателя, имеющих 21 социальный магазин. Для обслуживания льготной категории горожан в магазинах партнерства применяется «единая социальная карта». Администрацией города была оказана поддержка данному объединению по заключению договоров с производителями и оптовыми предприятиями на поставку товаров по более низким ценам.
В соответствии с долгосрочной целевой Программой «Развитие потребительского рынка в городе Барнауле на 2011-2015 годы» в 2011 году впервые был проведен конкурс на соискание гранта главы администрации города по социально значимым проектам развития потребительского рынка. Победителем стало Некоммерческое партнерство «Барнаульская сеть социальных магазинов» с проектом «Минимизация розничных цен в магазинах НП «Барнаульская сеть социальных магазинов» для поддержки социально незащищенных слоев населения». Средства гранта в размере 870 тыс.рублей использованы на организацию работы централизованного склада и покупку грузового автомобиля.
Сегодня в городе работает 76 социальных продовольственных магазинов и 48 непродовольственных магазинов. Для льготной категории горожан товары продаются со скидкой от 5-10%. Количество обслуживаемых горожан льготной категории составляет более 50 тыс. человек.
Один раз в квартал в администрации города подводятся итоги работы социальных магазинов с приглашением руководителей предприятий и общественных организаций, представляющих интересы льготной категории горожан. На совещаниях обсуждаются возникающие проблемы, принимаются решения, направленные на улучшения качества обслуживания социально незащищенных слоев населения.
В соответствии с постановлением администрации города от 26.04.2010 №1279 «О проведении городского конкурса на звание «Лучший социальный магазин» ежегодно проводится указанный конкурс, который проходит в 2-а этапа: в мае на уровне районов города и в октябре — городской, где среди районных победителей определяются лучшие.
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
Финансовые ресурсы для организации работы социальных магазинов со стороны администрации города не требуются.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
В результате работы социальных магазинов льготная категория горожан получает возможность увеличить количество приобретаемого товара, почувствовать заботу о себе со стороны администрации города, тем самым снижается социальная напряженность в обществе.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
Общая сумма предоставленной скидки льготной категории горожан социальными предприятиями за 2011 год составила 35,3 млн.рублей, из них 21,0 млн.рублей приходится на продовольственные магазины, 14,3 млн.рублей – на непродовольственные магазины.
Отрасль применения практики (технологии)
Торговля и потребительский рынок
Дата внедрения практики (технологии)
С 2004 года.
Документы практики: