Вологда (Россия) — Повышение компьютерной грамотности людей пожилого возраста — 44


Сущность предложения

Обоснование социальной значимости практики и необходимости её реализации.
Сегодня информационно-коммуникационные технологии вносят принципиальные, фундаментальные изменения в трудовую, социальную, частную жизнь населения города, обретают большое социальное значение.
Причина внедрения информационных технологий во все сферы человеческой жизни кроется в возрастающем с каждым днем объеме информации, с которой человек встречается ежедневно, с переходом общества к информационной цивилизации. Самой незащищенной категорией населения в информационном обществе становятся люди пожилого возраста, ветераны труда.
В городе Вологде насчитывается более 2500 ветеранов педагогического труда, и лишь 1% из них прошли обучение компьютерным технологиям.
Учитывая то, что значительная часть граждан пожилого возраста не в состоянии оплатить компьютерное обучение, особую важность приобретают социальные программы, направленные на массовую подготовку пользователей электронных сервисов.
Повышение доступности общественно-значимой информации и получение современных услуг с использованием информационных и телекоммуникационных технологий — задача, которую ставит перед собой МОУ «Центр повышения квалификации педагогических работников образовательной системы г.Вологды». Апробация программы дополнительного профессионального образования началась с 1 сентября 2013 года с участием категории ветеранов педагогического труда. Учреждение имеет лицензию на образовательную деятельность, профессиональные кадры и материально-техническую базу. Разработана программа дополнительного профессионального образования, комплекты учебно-методических пособий для каждого слушателя (индивидуальные рабочие тетради). Ведется диагностика ожидаемых результатов, мониторинг формирования ИКТ-компетенций согласно дифференциации уровней овладения навыками на разных этапах обучения. Практика носит индивидуальный характер, содержание материала адаптировано для данной категории населения, субъектами информационного поля являются организации города Вологды и Вологодской области. Организовано тесное сотрудничество с городской общественной организацией ветеранов педагогического труда.

 

Организационно-технологическое решение вопроса

Организационные мероприятия практики:
1 этап — подготовительный:
1.Определение потребности в реализации практики.
2.Формирование групп слушателей, разработка учебного календарного графика, учебных планов и расписания занятий.
3.Изготовление учебно-методических комплектов (рабочих программ, лекций, презентационных материалов, листов диагностики и др.).
4.Информирование участников образовательного процесса (пресс-релизы, приглашения).
5. Подготовка рабочих мест, анализ условий обучения.
Локальные акты по организации образовательного процесса:
1. Приказ директора о зачислении слушателей на образовательные курсы по дополнительной профессиональной образовательной программе.
2. Приказ об утверждении учебного плана.
3.Приказ об утверждении дополнительной профессиональной образовательной программы.
4.Положение по аттестации слушателей образовательных курсов.
5. Приказ об отчислении слушателей курсов и выдаче документов о повышении квалификации.
2 этап – реализационный:
1.Реализация дополнительной профессиональной образовательной программы согласно учебного плана и расписания занятий.
4.Организация входящей диагностики умений слушателей.
5.Организация мониторинга овладения ИКТ-компетенциями.
6. Корректировка содержания материала.
7.Разработка индивидуального образовательного маршрута слушателей.
Занятия проходят в удобное для слушателей время, в мини-группах по 4-5 человек.
3 этап – рефлексивный:
1. Рефлексия процесса обучения.
2.Корректировка учебных планов, рабочих программ, учебных пособий.
3.Издание информационных материалов. 4.Аналитическая справка по итогам обучения.

 

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

124 360 (Сто двадцать тысяч) рублей 00 копеек:
— в том числе сумма, запрашиваемая из бюджета города Вологды в форме гранта — 90 000 (Девяносто тысяч) рублей 00 копеек;
— внебюждетные средства — 34 360,00 (Тридцать четыре тысячи триста шестьдесят) рублей 00 копеек.

 

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

1. Удовлетворённость потребности в обучении – 98% от числа поданных заявок.
2.Динамика сформированности информационной компетентности: низкий (до 20%), достаточный (до 60%), творческий (до 20%).
3. Актуальность полученной информации -100%.
4. Практическая значимость и применение – 100%.
5.Создание ситуации «успеха» и преодоление психологического барьера- 100%.

 

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

1. Использование кадровых, материально-технических, организационно-методических ресурсов образовательного учреждения в режиме полного дня.
2. Сокращение расходов бюджета города на обучение преподавателей, реализующих программу дополнительного профессионального образования, привлечение экспертов для разработки содержания образования, проведение диагностических, мониторинговых, аналитических процедур, изготовление и тиражирование материалов, создание условий для лицензирования программ.
3. Использование внебюджетных финансовых ресурсов учреждения для реализации программы.
4. Реализация апробированной программы обучения на безвозмездной основе.

 

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Апробация практики проходит на базе Муниципального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр повышения квалификации педагогических работников образовательной системы г.Вологды» с 1 сентября 2012 года по настоящее время.
Опыт реализации городской практики был представлен на областном семинаре для руководителей и заместителей директоров города Череповца, Грязовца, делегации руководителей Великого Новгорода.
Программа «Основы компьютерной грамотности», разработанная МОУ «ЦПК», получила реализацию в образовательных учреждениях в разных территориальных районах города Вологды.

 

Отрасль применения практики (технологии)

Данная практика может иметь место в разных отраслях производства и социальной сферы. Потенциальными участниками образовательного процесса могут быть лица разного возраста, уровня образования и квалификации. Возможна адаптация содержания, методов и приемов обучения, организационных структур и моделей.

 

Дата внедрения практики (технологии)

Практика реализуется в городе Вологде с 1 сентября 2012 года по настоящее время.

 

Отзывы, награды

Победитель конкурса проектов на соискание муниципальных грантов муниципального образования «Город Вологда» среди общественных организаций, социально ориентированных некоммерческих организаций и иных некоммерческих объединений в номинации «Мы за город свой в ответе» (Постановление Администрации города Вологды, 2012 год).

 


 

Документы практики: