Красноярск (Россия) — «Куратор случая» Эффективная модель социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении — 21

 

Сущность предложения

В соответствии с Федеральным законом от 21.05.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» если родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними, определяется как семья, находящаяся в социально опасном положении. Такая семья вносится в краевой банк данных, как находящаяся в социально опасном положении.
Согласно постановлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Красноярска от 09.02.2011 №2 «Об утверждении Положения «О взаимодействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Красноярска и организации индивидуальной профилактической и реабилитационной работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении» «Куратор случая» (далее – куратор) – специалист, сопровождающий несовершеннолетнего и (или) его семью (далее – подопечный) с целью вывода из социально опасного положения.
Основными принципами деятельности куратора является профессиональная компетентность, гуманизм, уважение к личности ребенка, ответственность, поддержка и индивидуальный (лично-ориентированный) подход.
Куратор осуществляет работу с подопечными в рамках основной деятельности, предусмотренной должностной инструкцией.

Организационно-технологическое решение вопроса

Общее руководство и систематический контроль над организацией работы кураторов осуществляют Ресурсные методические центры (на базе Муниципальных бюджетных учреждений «Центр социальной помощи семье и детям» (далее – Центр).
Куратор случая в работе с подопечным осуществляет следующую деятельность:
— знакомит подопечных с постановлением КДНиЗП о постановке на учет, с составом межведомственной рабочей группы и содержанием Программы ИПР;
— выстраивает конструктивное взаимодействие с подопечным. Направляет усилия на создание благоприятного климата во внутрисемейных отношениях подопечных;
— осуществляет патронаж подопечного: посещает по месту жительства (не реже одного раза в месяц), проводит профилактические беседы, дает рекомендации по разрешению трудной жизненной ситуации;
— организует комплексную помощь в соответствии с программой ИПР;
— способствует занятости подопечного через вовлечение его в различные мероприятия (социальные, досуговые, спортивные) и трудовую деятельность;
— информирует подопечного о местах и возможностях получения необходимой помощи для разрешения трудной жизненной ситуации;
— содействует выявлению, диагностике и развитию ресурсов подопечного, которые могут способствовать разрешению трудной жизненной ситуации;
— формирует и поддерживает мотивацию подопечного на преодоление возникших трудностей;
— проводит постоянный мониторинг ситуации в семье подопечных;
— соблюдает в работе следующие принципы:
принцип конфиденциальности;
принцип анализа глубинных потребностей несовершеннолетнего;

принцип направленности в будущее (Направление усилия на поиск возможных путей выхода из проблемной ситуации, а не поиск виновного в случившемся);
принцип безоценочного отношения к несовершеннолетнему и членам семьи;
принцип разделения ответственности (Куратор несет профессиональную ответственность не за результат реализации Программы ИПР, а за оказание посильного содействия в принятии несовершеннолетним и его семьей мероприятий Программы ИПР и их активному участию в этих мероприятиях. Ответственность за позитивные/негативные изменения семейной ситуации лежат на членах семьи);
— осуществляет индивидуальный подход при реализации мероприятий Программы ИПР подопечных;
— использует в профилактической и реабилитационной работе с подопечными методы и технологии, направленные на развитие устойчивых навыков самостоятельного решения проблем, исключающим иждивенческое поведение;
— ежеквартально на заседаниях рабочей группы предоставляет аналитическую информацию о динамике семейной ситуации подопечных и эффективности мероприятий Программы ИПР; информацию о необходимости внесения изменений в Программу ИПР (изменение приоритета в реализации мероприятий, исключение мероприятий из Программы ИПР, включение новых мероприятий в Программу ИПР, привлечение в Программу ИПР субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних);
— максимально использует ресурсы района, города для решения целей и задач программы ИПР;
— доводит до подопечных их права, обязанности, правила поведения в общественных местах, разъяснять меру ответственности за нарушение действующего законодательства;
— сообщает подопечным необходимые сведения о субъектах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, культурно-развлекательных и спортивных учреждениях.
С целью оказания помощи куратору КДНиЗП совместно с Центром (по заявкам куратора) организуют совещания по методическим, теоретическим и практическим вопросам работы в группе, по обмену опытом кураторов.
По окончании реализации Программы ИПР на заседании КДНиЗП куратор представляет итоги своей работы с подопечными и вносит предложения в дальнейшую работу с ними.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

1. Заработная плата специалистов – средства субвенций краевого бюджета.

2. Повышение квалификации, обучение специалистов в рамках городской целевой программы «Успешная семья – успешный город на 2010-2012 годы».

Источник финансирования: местный бюджет, в 2011 г. было обучено 90 специалистов на сумму 525,0 тыс. руб.

3. Спонсорские средства.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Показатели социальной эффективности дают представление о количественной стороне достигнутых социальных целей, ради которых разрабатывалась технология: сокращение количества детей и их семей, находящихся в социально-опасном положении, сокращение числа семей, в которых родители лишены родительских прав и, как следствие увеличение количества случаев сохранения детей в родных семьях, удовлетворенность семей социальным статусом, фи-нансовым положением, повышение качества жизни семей с детьми, удовлетворенность семей качеством оказываемых социальных услуг.

1. Количество семей, данные о которых были внесены в единый краевой банк данных семей, находящихся в социально-опасном положении за 9 месяцев 2010 г. составляло 399 семей, за аналогичный период 2011 г. – 335 семей, что на 16% меньше.

Из общего количества семей, находящихся в социальноопасном положении за 9 месяцев 2010 г. снято с учета в связи с исправлением ситуации в семье 79 семей, за аналогичный период 2011 г. – 84 семьи, что на 5,2% больше.

Количество семей, снятых с учета за 9 месяцев 2010 г. в связи с лишением родительских прав составляло 20 семей, за аналогичный период 2011 г. – 17 семей, что на 4% меньше.

2. Анализируя показатели возвращения несовершен-нолетних из социальных реабилитационных центров (социальных приютов) города в родные семьи за период с января по октябрь 2010 г. и с января по октябрь 2011 г., очевиден рост количества детей, возвратившихся в родные семьи. Так в период 10 месяцев 2010 г. из 474 несовершеннолетних выведенных из учреждений, 195 возвращены в родные семьи, что составляет 41%. В аналогичный период 2011 г. из 347 несовершеннолетних выведенных из учреждений, 220 возвращены в родные семьи, что составляет 63%, что на 22% больше.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Технология ориентирована на достижение устойчивых и измеримых результатов у семей, находящихся в социально-опасном положении за счет активизации их внутреннего потенциала и использования комплекса современных подходов. Работа «куратора случая» в частности направлена на организацию помощи семье в решении экономических проблем и нацелена в результате на;
— снижение глубины бедности малоимущих семей с детьми, находящихся в социально-опасном положении, путем преодоления социального иждивенчества, преодоление «барьеров», препятствующих трудоустройству (отсутствие личных документов, алкогольная либо наркотическая зависимость, нежелание трудится вследствие иждивенческой позиции), трудоустройства безработных членов семьи. Краткосрочным ожидаемым результатом является повышение среднедушевого дохода семьи за счет трудового дохода, а долгосрочными результатами — продолжение трудовой деятельности трудоустроившимися членами семьи и дальнейшее повышение среднедушевого дохода семьи за счет увеличения трудового дохода и, как следствие, отказ от пособий, что экономически эффективно, т.к. снижает затраты бюджета на выплату денежных пособий;
— привитие навыков самообеспечения для семей, проживающих в частном секторе. Работа «куратора случая» направлена на повышение качества жизни крайне малоимущих семей с детьми, находящихся в социально-опасном положении и включает в себя оказание помощи семье в развитии подсобного хозяйства или осуществлении индивидуальной трудовой деятельности, благодаря чему у семей должны появиться дополнительные источники дохода в натуральной и денежной форме. Семьи получают помощь в ведении подсобного хозяйства в виде семян овощных культур, вспашки земель и т.п. за счет привлеченных (спонсорских средств).
В целом работа по технологии «куратор случая» повышает качество услуг, оказываемых в рамках муниципального задания, что оптимизирует бюджетные затраты.

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

В органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории г. Красноярска с 09.02.2011 (в экспериментальном порядке с декабря 2010 г.). Основы технологии внедрены во многих городах РФ, однако представляемая технология в г. Красноярске имеет свои особенности.

Отрасль применения практики (технологии)

В системе профилактики безнадзорности и правона-рушений несовершеннолетних (в систему входят ко-миссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел).

Дата внедрения практики (технологии)

09.02.2011.


Документы практики:


Контакты:

Администрация города Красноярска

телефон приемной — 8 391-2 26-10-25

факс приемной — 8 391-2 22-25-12

e-mail: adm@admkrsk.ru

Официальный сайт органов местного самоуправления города Красноярска http://www.admkrsk.ru/