Уфа (Россия) — Создание системы стандартов работы органа опеки мегаполиса по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — 76

 

Сущность предложения

Город Уфа является городом миллионником-мегаполисом. Сегодня в городе проживает около 200 тыс. детей. Из них 3906 – дети-сироты, нуждающиеся в сопровождении органов опеки и попечительства, из них 1809 детей-сирот находятся под опекой, 451 ребенок воспитывается в стационарных отделениях интернатных учреждений города, 228 – в приемных семьях, 140 переданы под патронат, 1278 проживают в семьях усыновителей. Ежегодно в Уфе рождается в среднем 12 тыс. детей, из них сиротами становятся около 200. C 2000- 2005 годы успешно реализованы две городские программы по улучшению положения детей-сирот. На сегодня определилась приоритетная задача – создание системы стандартов по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обобщение ряда требований к качеству работы органа опеки и попечительства.

Масштаб мероприятия

По данным статистики, в среднем на 25-30% ежегодно увеличивается количество детей, оставшихся без попечения родителей. Эти дети, как правило, имеют родителей или родственников, братьев и сестер, но не имеют самого главного – семьи, в которой они могли бы расти, становиться взрослыми, самостоятельными и достойными людьми. В конце 90-х годов наметилась негативная тенденция увеличения количества интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особенно остро эта проблема стояла в городе-миллионнике.

Воспитание детей в детском доме в полном объеме может решить лишь одну задачу – обеспечить физическую безопасность. Задача обеспечения психологической защищенности в стенах интернатного учреждения решается не в полной мере по причине отсутствия стабильной системы отношений, привязанностей, места жительства, принадлежности к семье и т.д. На сегодняшний день оптимальной формой устройства воспитанников интернатных учреждений является замещающая семья (приемная, патронатная), предоставляющая возможность профессионального подбора и дальнейшего сопровождения семьи и ребенка.

Создание единой муниципальной политики в области опеки и попечительства, разработка системы стандартов мегаполиса в данной области позволяет сегодня результативно решать проблему жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Организационное решение вопроса

Работа по созданию системы в вопросе жизнеустройства детей-сирот проводилась в 3 этапа:

  • создание технологического стандарта;
  • реализация государственного стандарта;
  • создание структурного стандарта.

Второй этап – реализация государственного стандарта.

Для создания эффективной системы стандартов мегаполиса по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходима комплексная работа в области создания и реализации законодательной базы.

На сегодняшний день эта задача решена:

1. Принят Закон Республики Башкортостан от 17.12.2004г. № 129-з

(в действующей редакции Закона РБ от 28.12.2006 N 398-з) «Об оплате труда приемных родителей и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемной семье» (Принят Государственным Собранием – Курултаем – РБ 16.12.2004).

2. Принят Закон Республики Башкортостан от 11.07.2006г. №342-з «О патронатном воспитании в Республике Башкортостан» (Принят Государственным Собранием – Курултаем – РБ 06.07.2006 г.).

3. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 сентября 2006 г. № 269 утвержден Порядок организации патронатного воспитания.

Таким образом, наряду с традиционными формами устройства детей (усыновление, опека), на втором этапе работы начал реализовываться государственный стандарт по профессиональному устройству детей в замещающие семьи (приемная семья, патронатное воспитание).

Третий этап – создание структурного стандарта (стандарт исполнительной власти).

Основным этапом в создании эффективной системы стандартов мегаполиса по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, явилось создание новой структуры исполнительной власти в области опеки и попечительства. В августе 2006г. решением Совета городского округа город Уфа РБ создано Управление по опеке и попечительству городского округа город Уфа РБ.

Социальный результат

  • сокращение интернатных учреждений в г. Уфе: закрытие детского дома наполняемостью 44 ребенка, реорганизация домов ребенка №1 и №2;
  • сокращение количества детей, находящихся в стационарных отделениях детских домов г. Уфы, домов ребенка от 40–50%;
  • увеличение количества детей в замещающих семьях;
  • передачи в замещающие семьи детей подросткового возраста до 60-70% и детей-инвалидов;
  • увеличение количества усыновлений детей посторонними гражданами РФ.

Реализация предложения

Разработанная система стандартов по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Уфе, может быть принята во внимание и использована любым органом опеки, независимо от его организационной модели, от экономических и социокультурных условий муниципального образования, в котором осуществляется данная деятельность.

Финансовые ресурсы

Городской бюджет, благотворительные фонды.

Правовые основы

Приложение №1 – Годовой отчет Управления по опеке и попечительству Администрации городского округа город Уфа (Уфа — 2007).

Приложение №2 – «Счастье — это я!» – журнал для настоящих родителей (3 выпуска + спецвыпуск).

Приложение №3 – Материалы региональной научно-практической конференции: «Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Башкортостан: достижения, перспективы». Уфа, 2008 г.

Приложение №4 – Справочные материалы к региональной научно-практической конференции: «Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Башкортостан: достижения, перспективы». Уфа, 2007 г.

Приложение №5 – Сборник материалов: «Реализация системы патронатного воспитания в Республике Башкортостан: научно-теоретические материалы, практические наработки, перспективное видение». Уфа, 2008г.


 

Документы практики:




Контакты:

Администрация городского округа город Уфа

Глава администрации городского округа

тел.: +7 (3472) 84-28-16; 79-05-79

факс: 33-18-73

e-mail: cityadm@ufacity.info