Симферополь (Россия) — Социально-бытовая адаптация детей-инвалидов — 5
7.1. Соцзащита --> 7.1.9. Достижения в социальной реабилитации различных групп населения.
7.3. Поддержка людей с ограниченными возможностями --> 7.3.17. Организация мест постоянного и временного пребывания людей с ограниченными возможностями.
7.3. Поддержка людей с ограниченными возможностями --> 7.3.19. Организация мест общения, культурного и физического развития людей с ограниченными возможностями.
Практики города Симферополя
Сущность предложения
Цель социально-бытовой адаптации и реабилитации детей-инвалидов — содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего инвалидность, создание условий для выравнивания возможностей детей и подростков, что в будущем создаст формирование способности к выбору жизненной позиции и стремлению к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества.
Отделение нивелирует ограничения, препятствующие процессам социальной реабилитации и индивидуального развития детей- инвалидов, чем вносит весомый вклад интеграцию их в общество.
Ребенок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить эти дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.
Ребенок не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении , творчестве.
Основная цель ранней социально-реабилитационной работы – обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения.
Под реабилитацией детей-инвалидов понимается система мероприятий, цель которых — быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни.
Реабилитация отличается от обычного лечения, тем что помогает оптимальному приспособлению ребенка у социальной среде.
Лечение в данной ситуации- это процесс, больше воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и как бы устремлена в будущее.
Организационно-технологическое решение вопроса
Данные мероприятия проходят по следующим направлениям:
— осуществление постоянного контроля и наблюдения за физическим состоянием ребенка-инвалида и проведение оздоровительных мероприятий;
— коррекционно-развивающая работа;
— индивидуальная психологическая работа с детьми-инвалидами и их родителями;
— психолого-профилактическая работа с родителями – ребенка-инвалида;
— информационная и консультативная помощь по социальным вопросам.
Детям бесплатно предоставляются следующие услуги:
— специальная лечебная физкультура;
— курс лечебного массажа, дыхательной, глазной гимнастики;
— групповые и индивидуальные занятия с психологом;
— групповые и индивидуальные занятия с реабилитологом, помогающие детям в развитии познавательных процессов социальной адаптации, способов общения, навыков поведения в обществе, навыков самообслуживания ( развитие мелкой моторики, ролевые игры и т.п.).
— занятия с логопедом (развитие речи, подготовка к школе, подготовка руки к письму и т.д.).
— медицинские, фитотерапия и ароматерапия с использованием различных трав и масел;
— механотерапия : степпер, мини-стадион, включающий в себя – беговую дорожку, диск здоровья, вибромассажер, гребля, велосипед, тренажер, имитирующий ходьбу на лыжах, сухой бассейн , чудо-лестница;
— социальный патронаж (работа по выявлению новых детей-инвалидов для дальнейшей работы с ними);
— организация и проведение музыкальных и культмассовых мероприятий, праздников;
— занятия с воспитателем (музыкотерапия, куклотерапия, сказкотерапия, ролевые игры).
— горячее питание.
— информационная и консультативная помощь по социальным вопросам.
( используются элементы передового опыта отечественных и зарубежных педагогов-новаторов и врачей: Н.Зайцева, Бориса и Елены Никитиных, Марии Монтессори, Глена Домана, Бейтса и др.).
— семинар «Школа для родителей», включающий в себя:
— информационно-психологическую помощь;
— оздоровительные технологии;
— систему совместных занятий детей и родителей;
— творческая мастерская (ежедневные занятия по рисованию, лепке, вышиванию, поделкам из бумаги, студия флористики, кружок прикладного творчества по изготовлению изделий из соленого теста, аппликаций из ниток и ткани.
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
Источник финансирования — местный бюджет.
Годовой бюджет — 330, 00 тыс грн.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
Интеграция ребенка-инвалида в общество, развитие творческого потенциала, повышение самооценки и активной жизненной позиции, преодоление страха и неуверенности.
Лечение в данной ситуации — это процесс, больше воздействующий на организм, на настоящее, а реабилитация больше адресуется личности и как бы устремлена в будущее.
Учитель-реабилитолог — формирование гигиенических и бытовых навыков, дошкольная подготовка (формирование первичных представлений о форме, размере, количестве, времени, счете, пространственная ориентация, правильная постановка руки, удержание ручки в руке).
Логопед – восстановление расстройства речи и звукопроизношения (речь важна для коммуникации и общения).
ЛФК — оздоровление и управление организма, повышается физическая работоспособность и психо-эмоциональный тонус, расширяются функциональные возможности организма повышается адаптация к бытовым и производственным нагрузкам.
Массаж — является мощным профилактическим лечебным средством, которое помогает восстанавливать измененные функции различных органов и систем, а также воздействует на весь организм в целом, усиливая его защитные и регуляторные функции.
Творческая мастерская — занятия помогают ребенку вырабатывать трудолюбие, настойчивость в достижении поставленной цели, аккуратность и терпение. Развивают в малыше чувство прекрасного и потребность к созиданию, появляется уважение к своему труду и труду других людей, ответственность и т.д.
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
Практика была реализована на территории Железнодорожного района г. Симферополя.
Может применятся в центрах ранней реабилитации детей-инвалидов и отделениях социально-бытовой адаптации Территориальных центров социального обслуживания (предоставления социальных услуг) Министерства социальной политики
Отрасль применения практики (технологии)
Данная технология может быть применена в социальной сфере.
Дата внедрения практики (технологии)
Отделение социально-бытовой адаптации детей-инвалидов Территориального центра социального обслуживания (предоставления социальных услуг) Железнодорожного района г.Симферополя осуществляет свою работу с 01.06.2007 года.
Отзывы, награды
Практика отмечена дипломом IV Международного смотра-конкурса городских практик «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС» 2011 год.
Документы практики:
Контакты:
Социальный центр г. Симферополь
95006, АРК г. Симферополь, ул. Горького, 27
Телефон: +7 380 652 27-45-67
E-mail: socenter@ukr.net
Исполнительный комитет Симферопольского городского совета
95000, Украина, Автономная Республика Крым, г.Симферополь, ул.Толстого, 15
Телефон: +7 380-652 27-65-14
Факс: +7 380-652 27-21-15
E-mail: simfi_ispolkom@ava.net.ua
http://www.simferopol-rada.gov.ua