Санкт-Петербург (Россия) — Виртуальный русский музей — 13


Сущность предложения

Согласно нормативным документам, дошкольное образование в современной России охватывает детей от 2 месяцев до 8 лет.
В то же время очевиден факт того, что основной контингент детских садов – это дети от 1,5 до 7 лет, а чаще с 2 до 7 лет.
В Санкт-Петербурге, в связи с ростом рождаемости и миграционными процессами, местами в детском саду обеспечены дети от 3 лет, а малыши более раннего возраста зачастую остаются без психолого-педагогической поддержки.
Рост города с каждым годом отдаляет жителей от исторического центра, в следствии чего становится практически невозможным посещение музея, восприятие предмета, представленного в гармонии с другими подлинными экспонатами в продуманной обстановке, что способствует освоению умений понимать визуально-пространственный язык экспозиции, «считывать» информацию с музейной вещи, понимать образы, идеи создателей, обеспечивает рождение собственных ассоциаций, аналогий, эмоционально-эстетического отклика на выразительность образа.
Зачастую к числу людей, не имеющих возможности посетить музей относятся: социально незащищенные граждане: ветераны, пенсионеры, инвалиды, малообеспеченные семьи, дошкольники и младшие школьники, семьи с детьми до 3 лет.
На решение данной проблемы направлено открытие Информационно Образовательного Центра «Русский музей: виртуальный филиал» (далее «ИОЦ»), который работает в ДОО в качестве структурного подразделения (Приложение 1).
С открытием в 2012 г. ИОЦ стало возможным решение новых современных образовательных задач реализации Основной Образовательной программы ДОО, внедрение современных образовательных технологий: Теории решения изобретательских задач.
(ТРИЗ), Информационно-коммуникативных технологиЙ (ИКТ), технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами развивающих игр В.В. Воскобовича.
(Приложение 2).

Организационно-технологическое решение вопроса

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА «ВИРТУАЛЬНЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ»
Цель проекта: создание многофункционального комплекса, направленного на методическую, информационную, консультационную и коммуникационную помощь способствующую развитию общей и художественной культуры, возрождению и укреплению культурных и научных связей между семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста, младшего школьного возраста, социально незащищенным гражданам и сотрудникам ДОО.
Задачи проекта:
1. Организовать продуктивное взаимодействие с населением и родителями воспитанников, средствами ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал», в том числе базирующееся на использовании официального сайта ДОО.
2. Создать условия для постепенной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада через посещение ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» и дистанционное консультирование семей.
3. Оказать методическую и другие виды помощи родителям, избравшим для детей (в том числе с ОВЗ) семейную форму воспитания.
4. Сформировать единую информационную базу с использованием потенциала ИОЦ по всем направлениям развития детей, используемую педагогами ДОО в своей практической деятельности
Тип проекта:
• По времени: долгосрочный (3 года и более).
• По количеству участников: коллективный.
• По доминирующему методу: информационный.
• По характеру контактов: открытый.
Целевая аудитория: воспитанники ДОО, младшие школьники, социально незащищенные граждане, «неорганизованные дети» (в том числе с ОВЗ) и их родители, педагоги ДОО, социальные партнеры. Привлекаемые социальные партнеры: Российский центр музейной педагогики и детского творчества (подразделение «Русского музея»), РФРО «Сообщество», ЛОИРО, СПБАППО, МО «Озеро Долгое», «Централизованная библиотечная система Приморского района», ГОУ СОШ №644 Приморского района Санкт-Петербурга, Музыкально-драматический театр «Сказка за сказкой», СДЮШОР Академия фигурного катания, Ассоциация спортивных бальных танцев, ГОУ Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга, медицинский центр, стоматологическая клиника «Индент», ИМЦ Приморского района Санкт-Петербурга, ООО «Центр развивающих игр Воскобовича» и др. (Приложение 3)
Этапы реализации проекта: -организационный: октябрь-февраль 2012 года; -основной: 10 февраля 2012 года -по настоящее время. Организационный этап:
1. Техническое оснащение ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал»;
2. Обучение педагогических кадров на курсах повышения квалификации;
3. Согласование и подписание Соглашения №101 от 10 февраля 2015 г. о сотрудничестве по проекту «Русский музей: виртуальный филиал» с Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «Государственный Русский музей» (Приложение 6).
Основной этап:
1. Открытие ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» в ГБДОУ детский сад №62 Приморского района Санкт-Петербурга;
2. Обучение педагогических кадров на курсах повышения квалификации;
3. Повышение ИКТ-компетентности педагогов (создание обучающих презентаций и пр.).
4. Систематическое обновление Медиотека проекта и информации на сайте Виртуального филиала
http://www.virtualrm.spb.ru/ru/virtual/spbkindergarten62
5. Организация виртуальных экскурсий для всех категорий населения;
6. Организация экскурсий в музейный комплекс Русского музея;
7. Посещение Мультимедийного кинотеатра ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» всеми категориями населения;
8. Проведение творческих конкурсов среди всех категорий граждан;
9. Участие воспитанников в районных, городских, всероссийских и пр. творческих конкурсах;
10. Проведение мероприятий для социально незащищенных категорий граждан; пенсионеры, ветераны, дети с ОВЗ и др.;
11. Проведение открытых музейно-педагогических занятий с участием воспитанников ДОО для слушателей курсов повышения квалификации;
12. Создание форума с разделами «Дистанционное обучение» (система игр и занятий для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста (для детей, не посещающих ДОО, часто болеющих воспитанников), «Консультационный пункт» (консультации музейного педагога), «События в ДОО» (освещение и обсуждение планируемых проектов, мероприятий, в том числе предполагающих участие «неорганизованных детей»), «Новости от социальных партнеров» (мероприятия, которые могут заинтересовать родительскую общественность, педагогов ДОО), других разделов, предложенных педагогическим коллективом, родителями.
13. Создание коллективной рассылки новостей сайта на адреса заинтересованных родителей, социальных партнеров, педагогов. И др. см Приложение 3.
14. Организация сетевого взаимодействия. Изучив запросы родителей, стало понятно, что их интересы и потребности существенно шире, чем возможности кадрового состава детского сада. Этот факт учтен в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и описан в статье 15. Согласно ей, сетевая форма обеспечивает возможность освоения детьми образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
15. Организация дистанционного обучения воспитанников, в том числе с использованием возможностей ИОЦ. В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 перечислены формы обучения, в том числе и дистанционная. Дистанционное образование в обучении взрослого населения сейчас становится обычным явлением, но для сферы дошкольного образования такой опыт нов. Безусловно, воспитатели активно общаются с родителями через социальные сети, посредством электронной почты. У всех ДОО нашей страны должен быть сайт, имеющий раздел «Сведения об образовательной организации», организованный по всей стране по единой структуре. Но возможности сети Интернет существенно шире, что дает возможность ИОЦ дистанционно организовать «Виртуальные прогулки по Русскому музею», «Оnline-лекции».
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» затрагиваемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Оценка эффективности реализации проекта: педагогическая диагностика (мониторинг) по музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» образовательная программа для ДОО «Мы входим в мир прекрасного» А.М. Вербенец, анкетирование родителей «Удовлетворенность деятельностью детского сада», опросы социальных партнеров.
Немало важным является и тот факт, что ДОО выдержало все технические требования (Приложение 5) к оборудованию и помещениям информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал».
По данным на 01.10.2015 года ИОЦ является первым и единственным, открытым в дошкольном образовательном учреждении.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Оплата труда педагогов ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал», а к ним относятся:
-заведующий ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал»;
-музейный педагог, происходит в виде начисления премий.
Реализация ООП средствами ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» осуществляется ресурсами социальных партнеров:
1. Сотрудничество в области реализации музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей» в целях развития общей и художественной культуры дошкольников осуществляется четырехсторонним соглашением о сотрудничестве в области образовательной деятельности между ГБДОУ детский сад №62 Приморского района Санкт-Петербурга, «Российским центром музейной педагогики и детского творчества», Отделом образования Приморского района, Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального педагогического образования Центр повышения квалификации «ИМЦ» Приморского района Санкт-Петербурга.
2. Техническая и методическая поддержка, консультационная, научная, методическая и организационная помощь, подбор печатных изданий «Русского музея» для медиотеки ОИЦ в ДОО и освещение деятельности ИОЦ на портале проекта осуществляется в соответствии с договором на оказание услуг №707/2-241 от 14 декабря 2011 года Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры «Государственный Русский музей» и Местной администрацией Муниципального образования Муниципального округа Озеро Долгое.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Развитие компьютерных технологий способствовало появлению новых возможностей и направлений в просветительской работе Информационно Образовательного Центра. Действуя в русле директив ЮНЕСКО по сохранению цифрового наследия и созданию равных условий в получении информации, ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» в ДОО, используя возможности компьютерных технологий, открыл доступ к богатейшему собранию национального искусства одного из крупнейших музеев мира – Государственному Русскому музею. С открытием центра ИОЦ в ДОО уже сегодня появилась возможность:
• участия в дистанционных семинарах, лекция специалистов;
• демонстрации на площадке ИОЦ современных возможностей представления произведений искусства посредством мультимедиа;
• сохранения и популяризации цифрового наследия музея, созданного за последние 20 лет через единую цифровую базу медиаресурсов — Медиатеку;
• создания доступной информационно-коммуникационной среды и сетевого многофункционального комплекса.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии).

К оценке экономического эффекта от реализации практики внедрения ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» можно отнести возможность всех слоев населения, в том числе социально незащищенным граждана посещать виртуальный Русский музей в ДОО.
ДОО оборудован в соответствии с Ведомственными строительными нормами (ВСН), Сводами правил и ГОСТами к оснащению образовательных организаций, осуществляющих обучение и воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (Приложение 7)
Эти правила также обеспечивают доступ в ИОЦ инвалидов на кресле-коляске, пенсионеров. Для малообеспеченных семей и семей с детьми раннего возраста, посещение ИОЦ исключает использование общественного транспорта для проезда из Приморского района г. Санкт-Петербурга в музеи расположенные в историческом центре.

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

По денным сайте «Русский музей: виртуальный филиал» http://www.virtualrm.spb.ru/ru/virtual/branches на 01.10.2015 года открыто 173 ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» по всему миру, но только 1 в дошкольном образовательном учреждении в городе. ГБДОУ детский сад №62 реализует программу «Здравствуй музей!» для дошкольного возраста «Мы входим в мир прекрасного» средствами виртуального филиала для средний, старших и подготовительных групп. Используя модель сетевого взаимодействия с учреждениями культуры и организациями и дистанционные формы обучения ДОО имеет возможность распространения собственного опыта по реализации данного проекта средствами информационно-коммуникативных технологий не смотря на то, что является первопроходцем в данном направлении.

Отрасль применения практики (технологии)

Данная практика может быть внедрена в образовательных организациях дошкольного и общего образования, библиотеках и иных учреждениях культуры.

Дата внедрения практики (технологии)

Данная практика реализуется с 2012 года (год внедрения).

География использования практики (технологии).

Место реализации практики:
г. Санкт-Петербург, Северо-Западный регион, Россия

Отзывы, награды

Дополнительные материалы

Сообщить об имеющихся оценках данной практики (дипломы, сертификаты качества, экспертные заключения и т.п.).
Публикации:
 Ахтырская Ю.В. Использование игровых педагогических технологий в работе музейного педагога/Управление ДОУ №10/2012
 Ахтырская Ю.В. Игровые технологии, музейно-педагогическая программа и Виртуальный филиал Русского музея в приобщении дошкольников к искусству/Сетевой проект «Приморский район-Русский музей» (Из опыта сотрудничества). 2012
 Вакуленко Л.С., Ахтырская Ю.В., Музейная педагогика в ДОУ: новые перспективы развития/Дошкольная педагогика. №8(83) /октябрь/2012
 Ахтырская Ю.В.Организация виртуальных экскурсий в детском саду: современные тенденции и ближайшие перспективы/Наука и искусство: вопросы философии, искусствоведения и культурологии; материалы международной научно-практической конференции.Часть 1. (21 января 2013 г.) –Новосибирск: СибАК.-2013.- С. 42-46.  Ахтырская Ю.В.Актуальность использования педагогического наблюдения как метода диагностики освоения программы «Здравствуй, музей!» в работе музейного педагога
http://www.covenok.ru/koncept/article/923/2013_aprel_art53534.html
 Ахтырская Ю.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ НФТМ-ТРИЗ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ МУЗЕЙНОГО ПЕДАГОГА СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ http://www.internauka.org/node/3682 ISSN 2309-1924  Ахтырская Ю.В. Конспект занятия по музейной педагогике «Первый снег» http://www.zavuch.info/methodlib/399/85111/
 Теория и методика развития творческого мышления учащихся Выпуск 3 Сборник материалов по результатам курсов повышения квалификации «Теория и методика развития творческого мышления учащихся» http://ekoncept.ru/files/issue/36.pdfISSN 2305-5324 (С. 5)
 Диссеминация педагогического опыта по теме: «Виртуальный музей» в детском саду как инструмент успешной социализации и развития детей, воспитанников ДОУ http://vek2000.ru/disseminaciya_opyta/ С грамотами, сертификатами, свидетельствами заведующего ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» можно ознакомиться в Приложении 8.


 

Документы практики:


Контакты:

Санкт-Петербург. Департамент по связям с общественностью

Начальник департамента по связям с общественностью ОАО «ТГК-1» — Семенова Лариса Геннадьевна
email: Semenova.LG@tgc1.ru
Телефон: (812) 901 30 31