Самара (Россия) — Выработка стратегии эффективного управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности — 23
Сущность предложения
Управление муниципальной собственностью необходимо осуществлять методом оценки его результативности на основе критериев социальной и экономической эффективности. В связи с недостаточно эффективным управлением муниципальным имуществом до 2010 года в полной мере не удалось осуществить социально значимые задачи, закрепленные за Департаментом управления имуществом г.о. Самара, а также получать экономически эффективный результат.
Меры по эффективному управлению муниципальным имуществом частично применяются в 2011 году, в 2012 году планируются применять их в полном объеме по результатам анализа доходов бюджета г.о. Самара за 2011г. Департаментом управления имуществом г.о. Самара.
Организационно-технологическое решение вопроса
Департаментом управления имуществом разработаны мероприятия, направленные на увеличение доходов бюджета в части использования муниципального имущества и решение комплекса социальных задач, а именно:
• проведение инвентаризации имущества, находящегося в муниципальной собственности, для выявления неиспользуемого имущества или используемого не по целевому назначению и дальнейшей передачи в аренду на возмездной основе;
• проведение проверки соответствия цены аренды рыночному уровню и в дальнейшем повышение арендной платы до рыночного уровня по договорам, предусматривающим такую возможность;
• внедрение новой типовой формы договора аренды, предусматривающей обеспечение исполнения арендатором обязательств по внесению арендной платы в виде гарантийного депозита, позволяющего удерживать из него текущую задолженность перед бюджетом городского округа Самара;
• проведение претензионно-исковой работы по взысканию с арендаторов задолженности по арендной плате согласно разработанному Департаментом Регламенту, предусматривающему порядок взыскания задолженности в судебном и внесудебном порядке;
• по результатам анализа участия в капиталах акционерных обществ с долей участия меньше 50% (получение минимального дохода или отсутствие дивидендов) возможно принятие решения о продаже данных долей с целью инвестирования высвободившихся денежных средств в приобретение объектов с целью получения дохода в будущем (в т.ч. максимальной доли в экономически преуспевающих предприятиях), либо направление средств на социально значимые мероприятия;
• для увеличения привлекательности объектов для сдачи в аренду формирование предложений арендаторам осуществить в счет арендной платы ремонт арендуемых помещений с последующим увеличением цены аренды;
• проведение комплекса мероприятий по возврату в муниципальную собственность незаконно выбывшего имущества и земельных участков с последующим распоряжением ими в установленном порядке;
• сравнение различных вариантов управления имуществом с точки зрения социально-экономического эффекта;
• для проведения приватизации с большей эффективностью предложены к применению следующие меры:
1) анализ информации о проделанной работе в части привлечения арендаторов в течение определенного периода времени с заключением о невозможности либо маловероятности получения доходов от сдачи данного имущества в аренду.
2) актуальная оценка спроса (мониторинг цен) на аренду имущества по состоянию на ближайшую дату (собственными силами Департамента либо с привлечением внешних экспертов).
3) расчет расходов на содержание имущества, подлежащего приватизации.
4) заключение о нецелесообразности либо невозможности передачи данных объектов в хозяйственное ведение и оперативное управление для использования в целях решения социальных и иных важных задач («социальная эффективность»).
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
В связи с Постановлением Правительства Самарской области от 24.06.2011г. №309 «О предоставлении в 2011 году из областного бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов в Самарской области субсидий в целях финансирования расходных обязательств указанных муниципальных образований по приобретению, внедрению и сопровождению системы автоматизированного учета муниципального имущества» были выделены субсидии г.о. Самара в размере 1 893 840 рублей, что позволит организовать более качественный учет муниципального имущества. Многие из предлагаемых мер не потребуют дополнительного финансирования и будут реализованы посредством принятия эффективных управленческих решений и оптимизации работы Департамента.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
При высвобождении муниципального имущества, а также при возвращении незаконно выбывших объектов вследствие предлагаемых мер Департамент управления имущества принимает решение о передаче объектов для решения социальных задач.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
Доходы по арендной плате за земельные участки в 2010 году составили 6 123,5 тыс. рублей. В 2011 году было запланирована сумма в 6 000 тыс. рублей., но ожидаемые поступления к концу года составят 9 500 тыс. рублей., что на 55,1% больше уровня поступления денежных средств в 2010 году, в том числе за счет увеличения количества договоров аренды.
Прогноз на 2013, 2014 годы запланирован с учётом роста за счёт увеличения количества переоформленных земельных участков в муниципальную собственность и переоформления муниципальными предприятиями права постоянного бессрочного пользования земельными участками на право аренды. Прогноз на 2013 и 2014 годы по данной статье дохода запланирован на уровне 9 800 тыс. рублей и 11 300 тыс. рублей соответственно.
По результатам увеличения цены аренды как следствия приведения стоимости права аренды к рыночному уровню ежегодное увеличение доходов бюджета по данной статье может составить 3,7 млн. рублей, а вследствие перезаключения договоров безвозмездного временного пользования на договора аренды – 5,4 млн. рублей. По результатам внедряемых мероприятий ожидается значительное (ориентировочно в 1,5 раза) увеличение доходов бюджета от использования муниципального имущества.
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
В связи с реализацией некоторых мер, предложенных в данном проекте, в 2011 году в г. Самара были получены следующие результаты:
1. при проведении оценки рыночной стоимости права аренды на нежилые помещения в муниципальной собственности по 87 договорам аренды, арендная плата по которым составляла менее 100 руб. за 1 кв.м. в месяц и изменении условий договоров аренды, что позволило увеличить ежемесячные начисления на 305 тыс. рублей;
2. перезаключено 7 договоров безвозмездного временного пользования с государственными учреждениями на договоры аренды, что позволит увеличить поступления в бюджет на 450 тыс. рублей ежемесячно;
3. проведено 1 404 проверки с целью выявления неиспользуемого или используемого не по целевому назначению имущества, в ходе которых выявлено 218 неиспользуемых помещений для дальнейшей передачи их в аренду на возмездной основе, что может привести к дополнительному доходу ориентировочно в сумме 10 млн. рублей (потенциальный экономический. эффект рассчитывался по средней ставке аренды исходя из площади наиболее привлекательных объектов).
Нормативно-правовая база:
1. Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
2. Федеральный закон № 137- ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
4. Приказ Минэкономразвития РФ от 30.07.2010 №343 «О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы»;
5. Постановление Правительства Самарской области от 24.06.2011г. №309 «О предоставлении в 2011 году из областного бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов в Самарской области субсидий в целях финансирования расходных обязательств указанных муниципальных образований по приобретению, внедрению и сопровождению системы автоматизированного учета муниципального имущества»;
6. Программа городского округа Самара «Развитие сферы ритуальных услуг и мест захоронения в городском округе Самара» на 2009-2025 годы, утвержденная решением Думы городского округа Самара от 25.09.2008 № 645;
7. Решение Думы городского округа Самара от 07.12.2010 № 50 Решение «О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2011 год»;
8. Решение Думы городского округа Самара от 26.04.2011 №85 «О внесении изменений в Решение Думы городского округа Самара от 7 декабря 2010 года N 50 «О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2011 год»
Отзывы, награды
Практика отмечена дипломом IV Международного смотра-конкурса городских практик «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС» 2011 год.
Документы практики:
Контакты:
Администрация городского округа Самара. Департамент управления имуществом
Телефон: +7 (846) 333-40-63
E-mail: samgki@ya.ru