Пермь (Россия) — Эффективное формирование и исполнение бюджета города Перми — 43


Сущность предложения

Внедрение в бюджетный процесс методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты, проведение оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств, а также оценки эффективности исполнения бюджета города Перми.

Организационно-технологическое решение вопроса

При формировании бюджета города Перми в течение ряда лет сохраняется преемственность следующих принципов бюджетной политики города Перми:
-сохранение среднесрочного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
-обеспечение сбалансированности бюджета города Перми, формирование бездефицитного бюджета;
-планирование ресурса по целям и задачам функционально-целевых блоков администрации города Перми;
-использование инструментов бюджетирования, ориентированных на результат, в том числе применение программно-целевого метода планирования, докладов об основных задачах, докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (далее – ДРОНД), позволяющих соизмерять затраты и результаты, оценивать степень достижения запланированных результатов и их качество.
Данные принципы отражены в основных направлениях бюджетной и налоговой политики города Перми, которые утверждаются правовыми актами администрации города Перми (распоряжение главы администрации города Перми от 06.11.2008 № 278-р, постановления администрации города Перми от 23.10.2009 № 718, от 20.09.2010 № 576, от 17.10.2011 № 626, от 17.10.2012 № 632).
В целях совершенствования системы планирования в среднесрочном периоде администрацией города разработано и утверждено положение о ДРОНДах, которым определены правила разработки, утверждения, реализации, мониторинга и контроля исполнения ДРОНДов, а также форма проекта ДРОНДа (постановление администрации города Перми от 27.05.2008 № 439, с 01.01.2010 действует постановление администрации города Перми от 31.12.2009 № 1073).
ДРОНД является документом среднесрочного планирования, определяющим для субъектов бюджетного планирования связь между поставленными целями и задачами социально-экономического развития города, исполнением полномочий субъектов бюджетного планирования и предполагаемым объемом средств, необходимым для достижения значений показателей непосредственного и конечного результатов деятельности.
В структуре ДРОНДа для каждой цели и каждой задачи приводятся показатели конечного результата деятельности и их значения в отчетном, текущем финансовом и очередном финансовом годах и плановом периоде. Кроме того, по каждой задаче для достижения показателя конечного результата формулируются показатели непосредственного результата деятельности. Затраты на реализацию мероприятий по достижению установленных показателей непосредственного и конечного результатов деятельности отражаются в ДРОНДе в разрезе целевых программ, инвестиционных проектов, непрограммных (непроектных) мероприятий.
При формировании проекта бюджета города Перми рассмотрение ДРОНДов Бюджетной комиссией, созданной при администрации города Перми, осуществляется в соответствии с регламентом подготовки прогноза социально-экономического развития города Перми и проекта бюджета города Перми на очередной финансовый год и плановый период (постановления администрации города Перми 11.04.2008 № 242, от 22.05.2009 № 277, от 30.04.2010 № 217).
Бюджетная комиссия проводит три круга заседаний по рассмотрению:
-проектов бюджетных заданий по доходам на очередной финансовый год и плановый период и заключений по ним;
-проектов ДРОНДов (по действующим расходным обязательствам, изменению действующих расходных обязательств, принимаемым расходным обязательствам), разногласий по действующим расходным обязательствам, изменению действующих расходных обязательств, принимаемым расходным обязательствам);
-скорректированных проектов ДРОНДов.
В целях повышения эффективности исполнения бюджета города Перми и организации мониторинга качества управления средствами бюджета города Перми главными администраторами бюджетных средств утверждена Методика оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств (постановление администрации города Перми от 16.09.2008 № 919).
На основании данной Методики департамент финансов администрации города Перми проводит ежеквартальный и годовой анализ и оценку совокупности процессов и процедур, обеспечивающих результативность использования бюджетных средств, на основе системы утвержденных показателей.
Результаты оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами бюджетных средств, рассматриваются на совещаниях при главе администрации города Перми ежеквартально. Утвержденная Методика позволяет проанализировать и оценить качество исполнения бюджета функциональными и территориальными органами администрации города Перми, являющимися главными администраторами бюджетных средств.
В целях совершенствования деятельности муниципальных служащих, ориентированной на результат, при оценке деятельности руководителей функциональных и территориальных органов администрации города Перми, используемой при премировании, учитываются результаты проведенной оценки.
Начиная с 1-го полугодия 2011 года в целях повышения качества управления муниципальными финансами в городе Перми осуществляется оценка эффективности исполнения бюджета города Перми (решение Пермской городской Думы от 28.09.2010 № 146).
Данная оценка проводится на основе системы интегрированных показателей ежеквартально и по итогам года.
В настоящее время в рамках реализации задачи повышения открытости и прозрачности информации о муниципальных финансах «Программы по повышению эффективности бюджетных расходов города Перми на период до 2014», утвержденной постановлением администрации города Перми от 18.01.2012 № 6-П, осуществляется разработка варианта представления бюджета города Перми в адаптивной форме в целях информированности жителей города Перми – проект «Публичный бюджет».

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

За счет средств в рамках обеспечения деятельности в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета города Перми, утвержденной решением о бюджете.
Дополнительные финансовые ресурсы не привлекались.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Повышение эффективности деятельности администрации города Перми по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей жителей города в муниципальных услугах, реализации целей социально-экономического развития города Перми, повышение уровня информированности жителей города Перми о муниципальных финансах.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)

Обеспечение среднесрочной сбалансированности и устойчивости бюджета города Перми, повышение эффективности использования бюджетных средств.

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

При формировании и исполнении бюджета города Перми, начиная с 2008 года.

Отрасль применения практики (технологии)

Сфера бюджетных отношений в муниципальных образованиях Российской Федерации.

Дата внедрения практики (технологии)

2008 год.

Отзывы, награды

Публикации: статья «Реформирование муниципальных финансов: оптимистическая точка зрения», автор — начальник департамента финансов администрации города Перми Елена Чугарина, журнал «Бюджет», 2008, № 6.
Награды: Диплом в номинации «За высокое качество соблюдения параметров бюджетного законодательства», I Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами», 2008 год,
Диплом за обеспечение прозрачности процессов формирования местных бюджетов, II Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами», 2009 год,
Диплом за высокое качество управления бюджетными доходами и муниципальной собственностью, V Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами», 2012 год,
Почетная грамота за высокие достижения в управлении муниципальными финансами начальнику департамента финансов администрации города Перми В.С.Титяпкиной, V Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами», 2012 год,
Благодарственное письмо начальнику департамента финансов администрации города Перми В.С.Титяпкиной от Генерального директора НП «Сообщество финансистов России» В.А.Колюбиной за активное участие в работе секции «Финансисты муниципальных образований» в течение 2011 года в рамках обмена опытом и распространения лучших практик ведения бюджетной деятельности в муниципальных образованиях.
Практика отмечена дипломом V Международного смотра-конкурса городских практик город СНГ и ЕврАзЭС «Город, где хочется жить» 2012 год.


Документы практики:


Контакты:

Администрация города Перми. Департамент финансов. Отдел методологии бюджетного процесса

614000, г.Пермь, ул.Ленина, д. 23
Начальник отдела — Пономарева Светлана Александровна
Телефон: +7 (342) 212 75 12
Консультант отдела — Кузнецова Светлана Ивановна
Телефон +7 (342) 212 60 02

Администрация города Перми

614000, г. Пермь, ул.Ленина, д.23
Телефон: +7 342 212-11-41
http://www.gorodperm.ru
http://www.duma.perm.ru
E-mail:pgd@duma.perm.ru