Пермь (Россия) — Телекоммуникационная образовательная сеть Пермского края (технология Web 2.0) — 69


Сущность предложения

Целью создания системы «Телекоммуникационная образовательная сеть Пермского края (технология Web 2.0)» является поддержка предоставления новых форм информационных услуг участникам образовательного процесса общеобразовательных учреждений: учащимся, родителям, педагогам, а также автоматизация процессов контроля в сфере образования со стороны министерства образования Пермского края, управлений образования территорий края.

Полное описание концепции решения

СЭДиЖ реализована как Интернет-система, в которой обрабатываются данные о ходе образовательного процесса в учреждениях отрасли образования Пермского края. К системе могут подключаться отдельные физические лица (учитель, ученик, родитель), государственные органы управления образованием, организации (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, спортивные центры и клубы и др.).
Перечень информационных услуг, предоставляемых участникам образовательного процесса:
«Электронный дневник учащегося» – предоставление информации о результатах текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся и родителям учащихся общеобразовательных учреждений посредством информационных сервисов сети Интернет;
«Электронный журнал школы» – организация безбумажного учета успеваемости и промежуточной аттестации посредством предоставления общеобразовательным учреждениям необходимого программного обеспечения, как сервиса сети Интернет;
«Совместная подготовка педагогов к урокам» – поддержка коллективных форм взаимодействия педагогов общеобразовательных учреждений для совместной подготовки к урокам, формирования и развития содержания единого набора материалов уроков. Поддержка осуществляется посредством предоставления педагогам необходимого программного обеспечения и информационной среды, как сервиса сети Интернет;
«Безопасная социальная образовательная сеть» – поддержка проектной деятельности интернет-сообществ социально активных родителей, учащихся и педагогов посредством социальных сервисов сети Интернет, исключающих возможность доступа анонимных пользователей;
«Электронное сопровождение самостоятельной подготовки учащихся» – предоставление учащимся электронных интерактивных пособий для самостоятельной подготовки к урокам посредством сервисов сети Интернет. Организация предоставления пособий осуществляется педагогами с учетом образовательных целей и хода образовательного процесса в школе.

Перечень автоматизируемых деловых процессов

Автоматизируются следующие бизнес-процессы:
— педагогическая деятельность физического лица (учитель, руководитель кружка, педагог дополнительного образования, руководитель секции и др.),
— управление ходом учебного процесса, общего руководства учреждением образования и формирования отчетности по различным показателям (заведующий учебной частью, директор),
— управление сетью образовательных учреждений, получение оперативной информации о работе учреждений, составление отчетности (управление образованием различных территорий),
— предоставления услуг гражданам в электронной форме: информирование учеников и родителей о результатах и ходе учебного процесса, организация доставки информации об итогах образовательной деятельности в различных учреждениях, обеспечение возможности подачи и ответа на обращения через сеть Интернет-приемных учреждений отрасли образования всех уровней.
Задачи, решаемые в интересах учащихся:
­ ведение дневника учащегося,
­ планирование своей загрузки по подготовке к урокам и выполнения заданий.
Задачи, решаемые в интересах родителей учащихся:
­ информирование о результатах обучения, посещения и поведения учащихся (в том числе посредством SMS).
Задачи, решаемые в интересах педагогов, самостоятельно занимающихся образовательной деятельностью:
­ ведение журнала педагога,
­ планирование и учет работы,
­ связь с родителями и учащимися в рамках социальной сети.
Задачи, решаемые в интересах классных руководителей:
­ получение достоверной и актуальной информации об успеваемости и посещаемости учеников класса,
­ персональный форум для общения классного руководителя с родителями ученика в рамках социальной сети,
­ контроль за просмотром дневника со стороны родителей.
Задачи, решаемые в интересах учителей:
­ динамическое наполнение электронных классных журналов данными об успеваемости и посещаемости,
­ предоставление развернутой информации об оценках,
­ построение отчетов по успеваемости и посещаемости,
­ поддержка планирования учебно-воспитательной работы,
­ размещение учебных и методических материалов для подготовки к занятиям и выполнения домашних заданий,
­ автоматизированный отбор учащихся для опроса по различным критериям успеваемости и посещаемости,
­ планирование и учет внеклассной работы (работы факультативов, кружков, секций).
Задачи, решаемые в интересах руководителей средних образовательных учреждений:
­ быстрый анализ успеваемости и построение соответствующих отчетов,
­ контроль и корректировка деятельности каждого учителя,
­ публикация расписания для каждого класса,
­ анализ внеклассной работы (работы факультативов, кружков, секций),
­ мониторинг работы учителей с системой (контроль своевременности и полноты заносимых в систему сведений),
­ обратная связь с участниками СЭДиЖ.
Задачи, решаемые в интересах управлений образования администраций муниципальных образований:
­ мониторинг работы с информационной системой на соответствующей территории (учет количества работающих с системой школ, пользователей, контроль своевременности и полноты заносимых в систему сведений).
Задачи, решаемые в интересах Министерства образования Пермского края:
­ проведение анализа деятельности образовательных учреждений,
­ автоматизация формирования отчетных показателей.

Перечень и характеристики существующих объектов внедрения

Общее количество образовательных учреждений, где внедрено решение, – более 300 в Пермском крае. Всего рабочих мест более 10 000, с учетом домашних компьютеров учителей, учеников, родителей.
Основные внедрения:

Город Учреждение Рабочих мест
(выделено в учреждении только для работы с Системой)
1 Пермь МОУ «СОШ № 22» 35
2 Пермь МОУ «Лицей № 4» 40
3 Пермь МОУ «Гимназия № 4» 30
4 Пермь МОУ «СОШ № 132» 30
5 Пермь МОУ «СОШ № 146» 20
6 Пермь МОУ «СОШ № 77» 20
7 Пермь МОУ «Гимназия № 2» 30
8 Пермь МОУ «Гимназия № 33» 20
9 Пермь МОУ «СОШ № 94» 30
10 Пермь МОУ «СОШ № 27» 25

Организационное решение вопроса

Система должна быть построена по принципу трехуровневой архитектуры «клиент – сервер приложений (Web-сервер) – сервер БД».
Требования к функциям системы.
Система должна включать следующие подсистемы:
— электронный классный журнал;
— электронный дневник учащегося;
— подсистема социальных сервисов;
— подсистема для работы с картой;
— подсистема управления интерфейсами рабочих мест пользователей;
— подсистема муниципальных образовательных порталов;
— подсистема интеграции с цифровыми образовательными ресурсами;
— подсистема совместной подготовки педагогов к урокам.
Электронный классный журнал должен обеспечивать все функции, предусмотренные указаниями к ведению классного журнала (приказ Министра просвещения СССР от 27 декабря 1974 г. № 167 «Об утверждении инструкции о ведении школьной документации»). Необходимо предусмотреть возможность печати твердых копий журнала или его отдельных страниц (разделов) для предъявления его как отчетного документа, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя школы. Учащиеся должны получать доступ только к своим оценкам, описаниям уроков, домашним заданиям.
Подсистема социальных сервисов должна содержать функционал-блогов и является частью социальной образовательной сети Пермского края, которая наиболее тесно интегрирована с электронными журналами и дневниками.
Предусматривается создание следующей структуры блогов:
— блоги учителей, учащихся и родителей;
— блоги групп решения задач (блоги, создаваемые для обсуждения конкретной задачи или проблемы);
— блоги классов, учебных групп, параллелей;
— блоги школ;
— блоги групп учителей (методические блоги);
— блог сообщества образовательной сети Пермского края.
Требования к масштабируемости, надежности, открытости.
Необходимо наличие возможности для планируемого расширения Системы до необходимого уровня производительности. Система должна иметь открытые интерфейсы для возможной доработки и интеграции с другими системами. Система должна обладать надежностью для обеспечения круглосуточной работы пользователей, средств связи и обеспечивать оперативное восстановление работоспособности при сбоях.
Состав и структура системы.
Система построена по принципу трехуровневой архитектуры «клиент – сервер приложений (Web-сервер) – сервер БД». Пользователи подключаются через Интернет к серверу приложений, который работает с сервером единой базы данных системы. Сервера располагаются в центре обработки данных.
Обеспечение создания, функционирования и развития системы (план)

№ этапа Наименование работ Сроки выполнения
1 Разработка и согласование комплекта методической документации.
Разработка проекта.
3 месяца
2 Разработка комплекта технической и регламентной документации.
Разработка порядка внедрения и эксплуатации Системы.
2 месяца
3 Апробация (опытная эксплуатация).
Доработка Системы по результатам апробации.
Обучение пользователей.
Ввод в промышленную эксплуатацию.
3 месяца

Ресурсное обеспечение создания и развития системы (средства).
Пользователями Системы являются ученики, родители, учителя, руководители средних образовательных учреждений, специалисты министерства образования и муниципальных органов управления образованием.
При работе с Системой пользователи должны обладать общими навыками работы в сети Интернет. Педагогический состав и руководители должны пройти специальное обучение работе с системой. Исполнитель работ по внедрению системы должен обеспечить обучение пользователей.

Правовая принадлежность

ЗАО «Институт информационных систем» (группа компаний «ИВС»)

Возможность тиражирования

Решение может быть внедрено как в отдельном учреждении образования, так и в сети учреждений отрасли образования субъекта Российской Федерации, однако больший эффект достигается при комплексном подходе к внедрению продукта.

Архитектура решения, требования к инфраструктуре

Рабочие станции в количестве, соответствующем планируемому количеству рабочих мест, должны быть с характеристиками не ниже следующих: Intel Celeron 1200, RAM 256 Mb, HDD 40Gb.
Система должна функционировать на следующем программном обеспечении:
Сервер БД:
Операционная система (ОС): Microsoft Windows Server 2003 (2008).
Система управления базами данных (СУБД): MS SQL Server 2005 (2008).
Сервер приложений:
Операционная система (ОС): Microsoft Windows Server 2003 (2008).
Клиентские станции: Microsoft Internet Explorer версии не ниже 5.5, допускается использование браузеров Opera версии не ниже 9 и FireFox версии не ниже 2.
Пропускная способность канала связи (Интернет) для объекта внедрения с 5 рабочими местами должны быть не ниже 128 Кбит/с (рекомендуется 256 Кбит/с).

Методология внедрения решения

8.1. Нормативно-правовое обеспечение. Типовой набор распорядительных документов, обеспечивающих применение типового решения.
Концепция региональной информатизации до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года № 1024-р;
Правила разработки, апробации, доработки и реализации типовых программно-технических решений в сфере региональной информатизации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 947;
Федеральные, региональные, муниципальные законы и постановления в сфере образования.
8.2. Методология внедрения. Документ описывает, каким образом организовать внедрение ИС на предприятии с использованием Типового решения (рекомендации по созданию команды внедрения, организации системы мотивации, типовой график внедрения и т.п.)
Для обеспечения мониторинга и контроля достижения результатов проекта предполагается:
— создать рабочую группу по внедрению Системы;
— установить контрольные точки для представления отчетности Исполнителем проекта;
— провести ряд презентаций по реализуемому проекту;
— ввести систему целевых индикаторов реализации проекта.
Рабочая группа по внедрению проекта зависит от количества объектов внедрения. В минимальном составе рабочая группа должна состоять:
Со стороны Исполнителя:
— специалиста по установке и настройке Системы
— специалиста по поддержке Системы
Со стороны Заказчика:
— специалиста, прошедшего обучение на курсах по работе с Системой.
8.3. Методология настройки.
Настройка Системы осуществляется администратором Системы. Обязанности администратора по настройке Системы включают:
— ведение списка специалистов, пользующихся Системой (пользователей Системы),
— определение прав пользователей Системы в системе полномочий,
— ведение справочной информации.
В приложении приведена инструкция по установке и настройке Системы.

Расчет бюджета на внедрение типового решения

Ориентировочный объем финансирования на внедрение готового типового решения на территории отдельного региона – 8–10 млн руб.
1)Расчет стоимости программного обеспечения типового решения с необходимыми лицензиями на продукты третьих фирм; клиентские рабочие места подключаются к серверу через стандартный браузер из любой, в том числе свободно распространяемой операционной системы.
 

2) Расчет стоимости аппаратного комплекса в минимально возможной конфигурации, требующегося для развертывания программного комплекса:

Наименование Стоимость, руб.
Рабочая станция пользователя: Intel Celeron 1200МHz, RAM 512 Mb, HDD 20Gb, Сетевая плата: 100Мбит/сек 8 000
Средства защиты информации от НСД (на одно рабочее место) 6 000

 

3)Расчет стоимости работ по развертыванию и настройке аппаратно-программного комплекса на территории заказчика:

Наименование Примечание Стоимость, руб.
1. Работы по установке и настройке средств защиты информации от НСД на рабочих местах пользователей Системы На одно рабочее место 3 000
2. Работы по настройке Системы (серверной части в ЦОД) На один объект внедрения (одно учреждение) 4 000
3. Поддержка на этапе ввода в промышленную эксплуатацию На регион (2–3 месяца) 1 500 000

 

4) Расчет стоимости обучения персонала заказчика;

Наименование Примечание Стоимость обучения одного пользователя, руб.
1. Обучение функциональных специалистов работе с Системой Централизованное обучение в течение 1 дня группами по 10–12 чел. 2 000

 

5)Расчет стоимости технического и консультационного сопровождения всего аппаратно-программного комплекса в течение одного года после приема в промышленную эксплуатацию

Наименование Единица измерения стоимости Стоимость в месяц за единицу, руб.
Поддержка пользователей Пользователь Системы 150
Администрирование серверной части Системы БД Системы на объекте выполнения работ 5000
Абонентская плата за подключение к Системе в течение года (при условии подключения не менее 300 учреждений от региона), в том числе: Учреждение 12 000 в год для учреждения
  Техническая поддержка серверной ИТ-инфраструктуры и оплата интернет-трафика   4 000 в год для учреждения
  Поддержка пользователей системы, включая:
1. Консультирование пользователей по вопросам эксплуатации информационной системы (по телефону или электронной почте).
  4 000 в год для учреждения
  Администрирование БД системы, включая:
1. Ведение справочников системы, включая добавление новых элементов, изменение и удаление существующих.
2. Настройка процедур резервного копирования и восстановления БД системы.
3. Поддержание баз данных в работоспособном состоянии, контроль целостности данных.
  1 400 в год для учреждения
  Сопровождение программного комплекса системы, включая:
1. Обеспечение функционирования сервисов, необходимых для работы системы.
2. Обеспечение разграничения прав доступа к системе, сопровождение подсистемы полномочий.
3. Проверка  наличия и исправление ошибок в системе, выявленных в процессе эксплуатации.
4. Обновление версий программного комплекса.
  2 600 в год для учреждения


                           

Документы практики:


                           

Контакты:

ЗАО «Институт информационных систем» (группа компаний «ИВС»)

1) Контакты правообладателя
Группа компаний «ИВС»
Гадиатулин Роман Александрович,
руководитель проектов Центра производства информационных систем
Телефон: +7 (342) 2385-207, доб. 1730
Щепин Игорь Алексеевич,
руководитель Центра производства информационных систем
Телефон: +7 (342) 2385-380
2) Контакты разработчика
Группа компаний «ИВС»
Гадиатулин Роман Александрович,
руководитель проектов Центра производства информационных систем
Телефон: +7 (342) 2385-207, доб. 1730
Щепин Игорь Алексеевич,
руководитель Центра производства информационных систем
Телефон: +7 (342) 2385-380
3)Контакты ведомств, где решение внедрено
Министерство образования Пермского края
Аспидов Вячеслав Владимирович,
начальник отдела по управлению проектами в сфере образования
Телефон: +7 (342) 2177952