Пермь (Россия) — Телекоммуникационная образовательная сеть Пермского края (технология Web 2.0) — 69
Сущность предложения
Целью создания системы «Телекоммуникационная образовательная сеть Пермского края (технология Web 2.0)» является поддержка предоставления новых форм информационных услуг участникам образовательного процесса общеобразовательных учреждений: учащимся, родителям, педагогам, а также автоматизация процессов контроля в сфере образования со стороны министерства образования Пермского края, управлений образования территорий края.
Полное описание концепции решения
СЭДиЖ реализована как Интернет-система, в которой обрабатываются данные о ходе образовательного процесса в учреждениях отрасли образования Пермского края. К системе могут подключаться отдельные физические лица (учитель, ученик, родитель), государственные органы управления образованием, организации (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, спортивные центры и клубы и др.).
Перечень информационных услуг, предоставляемых участникам образовательного процесса:
«Электронный дневник учащегося» – предоставление информации о результатах текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся и родителям учащихся общеобразовательных учреждений посредством информационных сервисов сети Интернет;
«Электронный журнал школы» – организация безбумажного учета успеваемости и промежуточной аттестации посредством предоставления общеобразовательным учреждениям необходимого программного обеспечения, как сервиса сети Интернет;
«Совместная подготовка педагогов к урокам» – поддержка коллективных форм взаимодействия педагогов общеобразовательных учреждений для совместной подготовки к урокам, формирования и развития содержания единого набора материалов уроков. Поддержка осуществляется посредством предоставления педагогам необходимого программного обеспечения и информационной среды, как сервиса сети Интернет;
«Безопасная социальная образовательная сеть» – поддержка проектной деятельности интернет-сообществ социально активных родителей, учащихся и педагогов посредством социальных сервисов сети Интернет, исключающих возможность доступа анонимных пользователей;
«Электронное сопровождение самостоятельной подготовки учащихся» – предоставление учащимся электронных интерактивных пособий для самостоятельной подготовки к урокам посредством сервисов сети Интернет. Организация предоставления пособий осуществляется педагогами с учетом образовательных целей и хода образовательного процесса в школе.
Перечень автоматизируемых деловых процессов
Автоматизируются следующие бизнес-процессы:
— педагогическая деятельность физического лица (учитель, руководитель кружка, педагог дополнительного образования, руководитель секции и др.),
— управление ходом учебного процесса, общего руководства учреждением образования и формирования отчетности по различным показателям (заведующий учебной частью, директор),
— управление сетью образовательных учреждений, получение оперативной информации о работе учреждений, составление отчетности (управление образованием различных территорий),
— предоставления услуг гражданам в электронной форме: информирование учеников и родителей о результатах и ходе учебного процесса, организация доставки информации об итогах образовательной деятельности в различных учреждениях, обеспечение возможности подачи и ответа на обращения через сеть Интернет-приемных учреждений отрасли образования всех уровней.
Задачи, решаемые в интересах учащихся:
ведение дневника учащегося,
планирование своей загрузки по подготовке к урокам и выполнения заданий.
Задачи, решаемые в интересах родителей учащихся:
информирование о результатах обучения, посещения и поведения учащихся (в том числе посредством SMS).
Задачи, решаемые в интересах педагогов, самостоятельно занимающихся образовательной деятельностью:
ведение журнала педагога,
планирование и учет работы,
связь с родителями и учащимися в рамках социальной сети.
Задачи, решаемые в интересах классных руководителей:
получение достоверной и актуальной информации об успеваемости и посещаемости учеников класса,
персональный форум для общения классного руководителя с родителями ученика в рамках социальной сети,
контроль за просмотром дневника со стороны родителей.
Задачи, решаемые в интересах учителей:
динамическое наполнение электронных классных журналов данными об успеваемости и посещаемости,
предоставление развернутой информации об оценках,
построение отчетов по успеваемости и посещаемости,
поддержка планирования учебно-воспитательной работы,
размещение учебных и методических материалов для подготовки к занятиям и выполнения домашних заданий,
автоматизированный отбор учащихся для опроса по различным критериям успеваемости и посещаемости,
планирование и учет внеклассной работы (работы факультативов, кружков, секций).
Задачи, решаемые в интересах руководителей средних образовательных учреждений:
быстрый анализ успеваемости и построение соответствующих отчетов,
контроль и корректировка деятельности каждого учителя,
публикация расписания для каждого класса,
анализ внеклассной работы (работы факультативов, кружков, секций),
мониторинг работы учителей с системой (контроль своевременности и полноты заносимых в систему сведений),
обратная связь с участниками СЭДиЖ.
Задачи, решаемые в интересах управлений образования администраций муниципальных образований:
мониторинг работы с информационной системой на соответствующей территории (учет количества работающих с системой школ, пользователей, контроль своевременности и полноты заносимых в систему сведений).
Задачи, решаемые в интересах Министерства образования Пермского края:
проведение анализа деятельности образовательных учреждений,
автоматизация формирования отчетных показателей.
Перечень и характеристики существующих объектов внедрения
Общее количество образовательных учреждений, где внедрено решение, – более 300 в Пермском крае. Всего рабочих мест более 10 000, с учетом домашних компьютеров учителей, учеников, родителей.
Основные внедрения:
№ | Город | Учреждение | Рабочих мест (выделено в учреждении только для работы с Системой) |
1 | Пермь | МОУ «СОШ № 22» | 35 |
2 | Пермь | МОУ «Лицей № 4» | 40 |
3 | Пермь | МОУ «Гимназия № 4» | 30 |
4 | Пермь | МОУ «СОШ № 132» | 30 |
5 | Пермь | МОУ «СОШ № 146» | 20 |
6 | Пермь | МОУ «СОШ № 77» | 20 |
7 | Пермь | МОУ «Гимназия № 2» | 30 |
8 | Пермь | МОУ «Гимназия № 33» | 20 |
9 | Пермь | МОУ «СОШ № 94» | 30 |
10 | Пермь | МОУ «СОШ № 27» | 25 |
Организационное решение вопроса
Система должна быть построена по принципу трехуровневой архитектуры «клиент – сервер приложений (Web-сервер) – сервер БД».
Требования к функциям системы.
Система должна включать следующие подсистемы:
— электронный классный журнал;
— электронный дневник учащегося;
— подсистема социальных сервисов;
— подсистема для работы с картой;
— подсистема управления интерфейсами рабочих мест пользователей;
— подсистема муниципальных образовательных порталов;
— подсистема интеграции с цифровыми образовательными ресурсами;
— подсистема совместной подготовки педагогов к урокам.
Электронный классный журнал должен обеспечивать все функции, предусмотренные указаниями к ведению классного журнала (приказ Министра просвещения СССР от 27 декабря 1974 г. № 167 «Об утверждении инструкции о ведении школьной документации»). Необходимо предусмотреть возможность печати твердых копий журнала или его отдельных страниц (разделов) для предъявления его как отчетного документа, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя школы. Учащиеся должны получать доступ только к своим оценкам, описаниям уроков, домашним заданиям.
Подсистема социальных сервисов должна содержать функционал-блогов и является частью социальной образовательной сети Пермского края, которая наиболее тесно интегрирована с электронными журналами и дневниками.
Предусматривается создание следующей структуры блогов:
— блоги учителей, учащихся и родителей;
— блоги групп решения задач (блоги, создаваемые для обсуждения конкретной задачи или проблемы);
— блоги классов, учебных групп, параллелей;
— блоги школ;
— блоги групп учителей (методические блоги);
— блог сообщества образовательной сети Пермского края.
Требования к масштабируемости, надежности, открытости.
Необходимо наличие возможности для планируемого расширения Системы до необходимого уровня производительности. Система должна иметь открытые интерфейсы для возможной доработки и интеграции с другими системами. Система должна обладать надежностью для обеспечения круглосуточной работы пользователей, средств связи и обеспечивать оперативное восстановление работоспособности при сбоях.
Состав и структура системы.
Система построена по принципу трехуровневой архитектуры «клиент – сервер приложений (Web-сервер) – сервер БД». Пользователи подключаются через Интернет к серверу приложений, который работает с сервером единой базы данных системы. Сервера располагаются в центре обработки данных.
Обеспечение создания, функционирования и развития системы (план)
№ этапа | Наименование работ | Сроки выполнения |
1 | Разработка и согласование комплекта методической документации. Разработка проекта. |
3 месяца |
2 | Разработка комплекта технической и регламентной документации. Разработка порядка внедрения и эксплуатации Системы. |
2 месяца |
3 | Апробация (опытная эксплуатация). Доработка Системы по результатам апробации. Обучение пользователей. Ввод в промышленную эксплуатацию. |
3 месяца |
Ресурсное обеспечение создания и развития системы (средства).
Пользователями Системы являются ученики, родители, учителя, руководители средних образовательных учреждений, специалисты министерства образования и муниципальных органов управления образованием.
При работе с Системой пользователи должны обладать общими навыками работы в сети Интернет. Педагогический состав и руководители должны пройти специальное обучение работе с системой. Исполнитель работ по внедрению системы должен обеспечить обучение пользователей.
Правовая принадлежность
ЗАО «Институт информационных систем» (группа компаний «ИВС»)
Возможность тиражирования
Решение может быть внедрено как в отдельном учреждении образования, так и в сети учреждений отрасли образования субъекта Российской Федерации, однако больший эффект достигается при комплексном подходе к внедрению продукта.
Архитектура решения, требования к инфраструктуре
Рабочие станции в количестве, соответствующем планируемому количеству рабочих мест, должны быть с характеристиками не ниже следующих: Intel Celeron 1200, RAM 256 Mb, HDD 40Gb.
Система должна функционировать на следующем программном обеспечении:
Сервер БД:
Операционная система (ОС): Microsoft Windows Server 2003 (2008).
Система управления базами данных (СУБД): MS SQL Server 2005 (2008).
Сервер приложений:
Операционная система (ОС): Microsoft Windows Server 2003 (2008).
Клиентские станции: Microsoft Internet Explorer версии не ниже 5.5, допускается использование браузеров Opera версии не ниже 9 и FireFox версии не ниже 2.
Пропускная способность канала связи (Интернет) для объекта внедрения с 5 рабочими местами должны быть не ниже 128 Кбит/с (рекомендуется 256 Кбит/с).
Методология внедрения решения
8.1. Нормативно-правовое обеспечение. Типовой набор распорядительных документов, обеспечивающих применение типового решения.
Концепция региональной информатизации до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года № 1024-р;
Правила разработки, апробации, доработки и реализации типовых программно-технических решений в сфере региональной информатизации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 947;
Федеральные, региональные, муниципальные законы и постановления в сфере образования.
8.2. Методология внедрения. Документ описывает, каким образом организовать внедрение ИС на предприятии с использованием Типового решения (рекомендации по созданию команды внедрения, организации системы мотивации, типовой график внедрения и т.п.)
Для обеспечения мониторинга и контроля достижения результатов проекта предполагается:
— создать рабочую группу по внедрению Системы;
— установить контрольные точки для представления отчетности Исполнителем проекта;
— провести ряд презентаций по реализуемому проекту;
— ввести систему целевых индикаторов реализации проекта.
Рабочая группа по внедрению проекта зависит от количества объектов внедрения. В минимальном составе рабочая группа должна состоять:
Со стороны Исполнителя:
— специалиста по установке и настройке Системы
— специалиста по поддержке Системы
Со стороны Заказчика:
— специалиста, прошедшего обучение на курсах по работе с Системой.
8.3. Методология настройки.
Настройка Системы осуществляется администратором Системы. Обязанности администратора по настройке Системы включают:
— ведение списка специалистов, пользующихся Системой (пользователей Системы),
— определение прав пользователей Системы в системе полномочий,
— ведение справочной информации.
В приложении приведена инструкция по установке и настройке Системы.
Расчет бюджета на внедрение типового решения
Ориентировочный объем финансирования на внедрение готового типового решения на территории отдельного региона – 8–10 млн руб.
1)Расчет стоимости программного обеспечения типового решения с необходимыми лицензиями на продукты третьих фирм; клиентские рабочие места подключаются к серверу через стандартный браузер из любой, в том числе свободно распространяемой операционной системы.
2) Расчет стоимости аппаратного комплекса в минимально возможной конфигурации, требующегося для развертывания программного комплекса:
Наименование | Стоимость, руб. |
Рабочая станция пользователя: Intel Celeron 1200МHz, RAM 512 Mb, HDD 20Gb, Сетевая плата: 100Мбит/сек | 8 000 |
Средства защиты информации от НСД (на одно рабочее место) | 6 000 |
3)Расчет стоимости работ по развертыванию и настройке аппаратно-программного комплекса на территории заказчика:
Наименование | Примечание | Стоимость, руб. |
1. Работы по установке и настройке средств защиты информации от НСД на рабочих местах пользователей Системы | На одно рабочее место | 3 000 |
2. Работы по настройке Системы (серверной части в ЦОД) | На один объект внедрения (одно учреждение) | 4 000 |
3. Поддержка на этапе ввода в промышленную эксплуатацию | На регион (2–3 месяца) | 1 500 000 |
4) Расчет стоимости обучения персонала заказчика;
Наименование | Примечание | Стоимость обучения одного пользователя, руб. |
1. Обучение функциональных специалистов работе с Системой | Централизованное обучение в течение 1 дня группами по 10–12 чел. | 2 000 |
5)Расчет стоимости технического и консультационного сопровождения всего аппаратно-программного комплекса в течение одного года после приема в промышленную эксплуатацию
Наименование | Единица измерения стоимости | Стоимость в месяц за единицу, руб. | |
Поддержка пользователей | Пользователь Системы | 150 | |
Администрирование серверной части Системы | БД Системы на объекте выполнения работ | 5000 | |
Абонентская плата за подключение к Системе в течение года (при условии подключения не менее 300 учреждений от региона), в том числе: | Учреждение | 12 000 в год для учреждения | |
Техническая поддержка серверной ИТ-инфраструктуры и оплата интернет-трафика | 4 000 в год для учреждения | ||
Поддержка пользователей системы, включая: 1. Консультирование пользователей по вопросам эксплуатации информационной системы (по телефону или электронной почте). |
4 000 в год для учреждения | ||
Администрирование БД системы, включая: 1. Ведение справочников системы, включая добавление новых элементов, изменение и удаление существующих. 2. Настройка процедур резервного копирования и восстановления БД системы. 3. Поддержание баз данных в работоспособном состоянии, контроль целостности данных. |
1 400 в год для учреждения | ||
Сопровождение программного комплекса системы, включая: 1. Обеспечение функционирования сервисов, необходимых для работы системы. 2. Обеспечение разграничения прав доступа к системе, сопровождение подсистемы полномочий. 3. Проверка наличия и исправление ошибок в системе, выявленных в процессе эксплуатации. 4. Обновление версий программного комплекса. |
2 600 в год для учреждения |
Документы практики:
Контакты:
ЗАО «Институт информационных систем» (группа компаний «ИВС»)
1) Контакты правообладателя
Группа компаний «ИВС»
Гадиатулин Роман Александрович,
руководитель проектов Центра производства информационных систем
Телефон: +7 (342) 2385-207, доб. 1730
Щепин Игорь Алексеевич,
руководитель Центра производства информационных систем
Телефон: +7 (342) 2385-380
2) Контакты разработчика
Группа компаний «ИВС»
Гадиатулин Роман Александрович,
руководитель проектов Центра производства информационных систем
Телефон: +7 (342) 2385-207, доб. 1730
Щепин Игорь Алексеевич,
руководитель Центра производства информационных систем
Телефон: +7 (342) 2385-380
3)Контакты ведомств, где решение внедрено
Министерство образования Пермского края
Аспидов Вячеслав Владимирович,
начальник отдела по управлению проектами в сфере образования
Телефон: +7 (342) 2177952