Омск (Россия) — Организация сетевого профильного обучения в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Омска — 48


Сущность предложения

Проект инициирован департаментом образования Администрации города Омска. Цели сетевой организации профильного обучения – удовлетворение потребности школьника в качественном образовании на основе объединения ресурсов образовательных учреждений (основного и дополнительного общего, начального и специального профессионального образования), появление личностных образовательных целей и стратегий, служащих успешной социализации личности старшеклассника.
Опыт сетевого профильного обучения позволяет успешно решать многие проблемы профильной школы: перегруженность, негибкое содержание образовательных программ, невозможность подготовиться к 3-4 экзаменам в формате ЕГЭ в рамках выбранного профиля, перегрузка детей, недостаточная материальная база ОУ для реализации предметов на профильном уровне и т.д.
Для наиболее полноценной реализации профильного обучения с 2007 года учащиеся 10-11 классов 29 омских школ обучаются в режиме: 4 дня — в своей «родной» школе, 2 дня – в зависимости от индивидуального учебного плана или в соседней, или в колледже (с учетом будущих профессиональных планов детей, их способностей и возможностей).

Организационно-технологическое решение вопроса

Реализуется система мер по сопровождению сетевого профильного обучения:
1. Ведется отработка нормативно-правовой базы сетевого взаимодействия МОУ.
2. Научно-методическое сопровождение МОУ. Обобщение и распространение опыта организации сетевого профильного обучения.
1) Действует творческая группа координаторов сетевого профильного обучения, городское педагогическое сообщество педагогов «Сетевой профильный урок» под эгидой департамента образования Администрации города Омска.
2) Опубликованы статьи, сборники статей, содержащие описание опыта организации взаимодействия МОУ, методические аспекты работы с педагогами и обучающимися:
— «Сетевое профильное обучение» 2 выпуска – Омск, 2009 г., 2010 г.,
— в журнале «Управление школой» (издательский дом «Первое сентября» № 6, 17 2007 г., № 15-18 2008 г.),
— в журнале «Вестник Омского университета» (серия «Социология» № 1-2 2008 г., № 1-2 2007 г.).
3. Ведется мониторинг результативности работы профильных сетей для оценки эффективности их деятельности.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)

Ежегодно МОУ, реализующие сетевое профильное обучение, получают финансовую поддержку в виде дополнительного финансирования, идущего на оплату деятельности педагогов и координаторов профильных сетей.
В рамках проекта модернизации региональных систем общего образования (Постановление Правительства РФ от 31 мая 2011 года № 436) департаментом образования Администрации города Омска в 2011 году в сетевые МОУ направлено 5 млн. руб. (на оборудование 17 учебных кабинетов физики, химии, биологии, истории, обществознания, истории, математики, русского языка) – в целях усиления эффектов профильного обучения.

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

1. Обеспечена вариативность профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся.
Во всех сетевых МОУ проводятся информационные ярмарки, направленные на выбор индивидуального учебного плана обучающимися, организована информационная, психолого-педагогическая поддержка адекватного выбора старшеклассников.
В целом процент детей, вносящих изменения в свой учебный план, в сетях, действующих с 2007 года, уменьшился в 10 раз (по сравнению с запуском сетей) – в связи с совершенствованием в сетях системы предпрофильной подготовки. (Так, изменили свой индивидуальный учебный план в 2010-2011 учебном году 7% учащихся 11 класса).
В 9-10 классах обучающиеся в условиях сети определяются с индивидуальным учебным планом, то есть с направлением профессионального образования (гуманитарное, техническое, естественно-научное), от 30 до 70% – определяются со специальностью.
За два года обучения (10-11 кл.) у 70-85 % старшеклассников формируются устойчивые образовательные планы, что на 20-40 % выше входной диагностики проекта. (Так, в 2011 году сдавали ЕГЭ в соответствии с индивидуальным учебным планом 70- 97% обучающихся сетей).
В сетях выбирают форму «параллельного обучения» в СПО в 2010-11 году от 9 до 30 % учащихся (сети активно сотрудничают с Профессиональным колледжем ОмГУ, автотранспортным, музыкально-педагогическим, авиационным колледжами и др.).
Результаты ЕГЭ и промежуточных контрольных работ учеников, изучающих предмет на профильном уровне, в целом оправдывают затраты на организацию сетевого профильного обучения.
Не получает аттестатов ежегодно в среднем 0,6 % от общего количества сетевых выпускников, что в 4 раза ниже среднего показателя по городу и региону.
2. Отмечается высокий рост профессиональной компетенции педагогов профильных сетей.
Только в 2010-2011 гг. педагоги представили опыт работы на научно-практических конференциях (18 человек), на областном педагогическом марафоне (6 человек), на Всероссийском педагогическом форуме «Педагогический Олимп» (3 человека), на Международном заочном форуме «Образовательный потенциал 21 века» (2 человека), на Международном заочном форуме «Будущее рождается сегодня!» (1 человек), публикации в сборнике «Сетевое профильное обучение» (11 человек), в сборнике ФГОУ СПО «Омский АТК» (1 человек).
60% педагогов в сетевых школах города освоили курсовую подготовку по профильному обучению, 15 человек подготовили магистерские диссертации.
35 % от общего количества сетевых школ подтвердили инновационные процессы и результаты деятельности: стали победителями федерального и муниципального конкурса в рамках национального проекта «Образование» в 2008-2011 годах.
3. Произошло осознание специфики новой формы организации учебного процесса, идея сетевого профильного обучения принята большинством учеников, родителей и педагогов.

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

В сетевом профильном обучении участвует 29 муниципальных общеобразовательных учреждений города Омска, объединенных в 7 сетей (по территориальному принципу), участвует 2 тыс. обучающихся 10-11 классов, 250 педагогов.
В 2012 году планируется запуск еще 2 профильных сетей.
Известен опыт профильных сетей в сельской местности, организованных в Москаленском, Таврическом, Павлоградском районах Омской области и других регионах (путем подвоза детей к ресурсным центрам). Опыт «городских» сетей уникален и нуждается в поддержке и распространении.

Отрасль применения практики (технологии)

Сфера образования.

Дата внедрения практики (технологии)

Сетевая модель профильного обучения, функционирующая как городская экспериментальная площадка «Сетевая организация профильного обучения» реализуется с 2007 года.


                                               

Документы практики:


                                               

Контакты:

Администрация города Омска

Телефон: +7(3812) 78-78-20 (приемная),
24-49-34 (канцелярия)

web: http://www.admomsk.ru