Новосибирск (Россия) — Создание системы планирования социально-экономического развития в муниципальном образовании — 76
Сущность предложения
Основными документами, определяющими стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития города являются: стратегический план устойчивого развития города Новосибирска до 2020 года и текущие планы социально-экономического развития. При их формировании главной целью органа власти является создание условий для повышения качества городской среды: благоприятных условий для жизни населения и деятельности хозяйствующих субъектов на территории города.
Планово-прогнозные документы города встроены в единую систему территориального планирования Новосибирской области. Новосибирск является центром субъекта Федерации — Новосибирская область, потому город и регион солидарны в вопросах гармоничного и сбалансированного развития своей территории.
В систему планово-прогнозных документов города входят: прогноз социально-экономического развития города, стратегический план устойчивого развития города, городские целевые программы, долгосрочные целевые программы, ведомственные целевые программы, план социально-экономического развития города, планы социально-экономического развития районов города. Основной принцип взаимодействия элементов системы состоит в том, что сред-несрочное и текущее планирование в городе Новосибирске осуществляется в поле стратегических приоритетов.
Стратегический план содержит детально проработанную систему индикаторов, количественно и качественно характеризующих уровень достижения стратегических целей до 2020 года с разбивкой по пятилетиям. По итогам каждого контрольного пятилетия прогнозные ориентиры уточняются. Непосредственным механизмом реализации стратегического плана является система комплексных целевых программ (КЦП). Каждая из них — неотъемлемое приложение к стратегическому плану и направлена на реализацию одной или нескольких стратегических целей. Из 11-ти программ, посредством которых в настоящее время решаются стратегические задачи, 2 относятся к промышленному производству наукоемкой продукции, по 1 – к развитию различных сфер экономики города: трудовых ресурсов, оптовой и розничной торговли, каналов коммуникаций, жилой застройки, 5 – к социальной сфере: культуре, образованию, здравоохранению и обеспечению безопасности.
С 2008 года текущее планирование социально-экономического развития города осуществляется путем разработки трехлетнего плана социально-экономического развития. План содержит количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития города, характеристику экономических ресурсов развития города, план развития муниципального сектора экономики, основные задачи и направления деятельности мэрии по социально-экономическому развитию города, перечень вводимых объектов строительства по отраслям городского хозяйства и районам города, перечень основных муниципальных правовых актов, необходимых для реализации плана.
Контроль исполнения мероприятий плана и достижения плановых показателей проводится ежегодного на основе отчета об исполнении плана социально-экономического развития.
Организационно-технологическое решение вопроса
Стратегический план устойчивого развития города до 2020 года утвержден Решением городского Совета депутатов в 2005 году. Последующие изменения принимаются на сессии Решением Совета депутатов.
Решение об организации работ по формированию плана социально-экономического развития города на среднесрочную перспективу принимается распоряжением мэра города, создается рабочая группа, в состав которой входят представители мэрии и Совета депутатов города, определяются сроки проведения работ. Сформированный проект плана социально-экономического развития выносится на обсуждение общественности путем проведения публичных слушаний, проект проходит обсуждение в постоянных комиссиях Совета депутатов. Решение о принятии плана социально-экономического развития города принимается решением Совета депутатов.
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
Финансовые ресурсы для организации работ по формированию и утверждению плана со-циально-экономического развития города не выделяются. На актуализацию стратегического плана путем разработки уточненного вариантного прогноза социально-экономического развития города Новосибирска до 2020 года в 2009 году выделено 300 тыс. рублей из бюджета города.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
Социальный эффект достигается принятием управленческих решений экономического характера. Меры поддержки промышленных предприятий, реализующих инвестиционные проекты на территории города, малого и среднего предпринимательства, содействие развитию индивидуального предпринимательства позитивно влияют на такие социальные параметры, как состояние сферы занятости, реальные доходы населения, покупательная способность и т.п. Еже-годно увеличивается численность занятых в экономике города, снижается уровень безработицы, растет заработная плата.
Заметный социальный эффект заложен в запланированных капитальных вложениях бюджетных средств, на ремонт жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры. В 2011 году планируется ввод 3 детских садов, отделения врачебной практики, поликлиники, пристройки к поликлинике, здания бассейна для обучения детей плаванию и оздоровительного плавания, спортивного комплекса, включая строительство футбольных полей, детского астрофизического центра других объектов.
Повышение качества жизни населения обеспечивает реализация программ благоустройства внутриквартальных территорий, улучшения материально-технической базы ЖКХ, замены и модернизации лифтов с целью их безопасной и эффективной эксплуатации. В 2011 году восстановлено асфальтобетонное покрытие внутриквартальных проездов, расширены придомовые тер-ритории, устроены парковочные карманы, отремонтированы тротуары и пешеходные дорожки общей площадью 668,4 тыс. кв.м. Модернизировано 266 лифтов, капитально отремонтировано 10 жилых домов. Решение этих задач позволяет обеспечить соответствие жилого фонда современным требованиям к качеству городской среды.
Повышается доступность качественного жилья, в том числе за счет сноса и расселения ветхого и аварийного жилого фонда. В городе ежегодно вводится около 1 миллиона квадратных метров жилых домов.
Показателем благоприятной среды является улучшающаяся демографическая ситуация. Впервые за последние 19 лет (начиная с 1992 года) в Новосибирске рождаемость превысила смертность. Естественный прирост населения за 2011 год составит — 0,4 тыс. человек.
Сохраняется положительная динамика миграционного прироста. Это обусловлено тем, что Новосибирск является городом, привлекательным для ведения бизнеса, получения образования, поиска работы. Согласно предварительным итогам переписи-2010 года Новосибирск остается третьим по численности населения городом Российской Федерации. В 2011 году среднего-довая численность населения составит 1482,6 тыс. человек.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
Партнерство, проявляющееся в совместной работе власти, науки и бизнеса, создание бла-гоприятной предпринимательской среды стимулирует сохранение и развитие хозяйственной деятельности в различных формах. В связи с этим, наряду с крупными производствами активно развивается индивидуальное, малое и среднее предпринимательство. Решается задача модерни-зации экономики города, прежде всего, промышленности: увеличение доли высокотехнологич-ных отраслей, повышение инновационной активности предприятий. Принята комплексная целевая программа «Развитие наукоемкого производства и инноваций в промышленности города Новосибирска до 2020 года».
Экономика Новосибирска имеет многоотраслевой характер, что обеспечило городу доста-точную устойчивость в период кризиса и восстановление докризисных темпов роста в 2010, 2011 годах.
По предварительным оценкам темп роста объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в промышленности по сравнению с 2010 годом (в действующих ценах) составит 113,2 %, индекс физического объема выполненных работ в строительстве превысит уровень 2010 года на 23 %. По предварительным оценкам ожидается 30% рост прибыли предприятий и компании города, растет их капитализация. В основной капитал будет инвестировано 78,4 млрд. рублей, индекс физического объема к 2010 году составит 109 %. Большая часть инвестиций направляется на строительство зданий и сооружений производственного, офисного и торгового назначения, ведется жилищное строительство, строительство объектов социальной инфраструктуры.
Имеют тенденцию роста финансовые ресурсы города, в том числе доходы бюджета горо-да. В 2011 году их рост по сравнению с 2010 годом составит 15%.
Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения
Город Новосибирск является членом Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов (АСДГ). Президентом Ассоциации с 2003 года является мэр города Новосибирска В.Ф.Городецкий, председателем секции АСДГ «Экономика и финансы города» более 10 лет яв-ляется начальник департамента экономики, стратегического планирования и инвестиционной политики мэрии города Новосибирска О.В. Молчанова. Позитивный опыт города в решении вопросов социально-экономического развития постоянно рассматривается финансово-экономическими службами муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока, осуществляется обмен информацией о достигнутых результатах.
В декабре 2008 года в Государственной Думе РФ в рамках Дней Новосибирска были проведены тематические выставки и ряд круглых столов по актуальным вопросам перспективного развития крупных муниципальных образований. Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления сформулировал предложения участников мероприятия. В них город получил высокую оценку практики стратегического планирования и рекомендации представить свой опыт разработки и реализации стратегического плана для изучения и использования в дру-гих муниципальных образованиях России. Опыт формирования организационных структур стратегического планирования позволил Новосибирску стать экспериментальной площадкой по отработке технологий экспертной работы на уровне муниципального образования. Новосибирск – постоянный участник общероссийского форума лидеров стратегического планирования в Санкт-Петербурге.
Новосибирск является членом содружества городов-стратегов, где происходит обмен позитивным опытом стратегического планирования. В 2011 году в Санкт-Петербурге делегация мэрии города Новосибирска принимала участие в IX общероссийском Форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России», проведен мастер — класс на тему «Новосибирская система планирования: секреты устойчивости».
Отрасль применения практики (технологии)
Стратегическое, среднесрочное планирование и прогнозирование социально-экономических процессов в муниципальном образовании.
Дата внедрения практики (технологии)
Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска принят в 2005 году.
План социально-экономического развития разрабатывается с 1993 года (ежегодно).
Городские целевые программы — с 2005 года, ведомственные целевые программы — с 2008 года, долгосрочные целевые программы — с 2011 года.
Отзывы, награды
Оценкой практики являются достижения города в социально-экономическом развитии, отмеченные во всероссийских конкурсах и оценки рейтинговых агенств.
В ежегодном списке журнала Forbes Новосибирск занял 5-е место среди 30 лучших российских городов для ведения бизнеса. Такую же позицию он занял в 2010 году по версии журнала «РБК» в рейтинге самых привлекательных для бизнеса городов России. В рейтинге городов для поиска работы Новосибирск находится на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга. Рейтинговое агентство Standart&Poor’s повысило долгосрочный кредитный рейтинг Новосибирска со «Стабильного» на «Позитивный». Улучшение прогноза обусловлено возобновлением экономического роста и стабилизацией доходов бюджета города. В 2011 году в интегральном рейтинге ста крупнейших городов России самых удобных для проживания, составленном петербургским институтом территориального планирования «Урбаника» совместно с Союзом архитекторов Новосибирск занял 8 место. В 2011году в рейтинге агентства РБК «Лучшие города России по привлекательности для бизнеса» по итогам 2010 года– 4 место.
Среди званий и наград, полученных во всероссийских конкурсах: в 2008 году – звание «Самый благоустроенный город России» за 2007 год, в 2009 году – 2 место в конкурсе «Лучший городской округ», в 2011 году – второе место и звание «Самое благоустроенное городское (сель-ское) поселение России» во Всероссийском конкурсе.
Практика отмечена дипломом IV Международного смотра-конкурса городских практик «Лучший город СНГ и ЕврАзЭС» 2011 год.
Документы практики:
Контакты:
Мэрия города Новосибирска
630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 34
Телефон: +7 383 227-40-00
Факс: +7 383 227-40-10
http://www.novo-sibirsk.ru
E-mail: EBorodina@admnsk.ru