Новосибирск (Россия) — Информационно-аналитическое сопровождение деятельности мэрии — 90


Сущность предложения

Информационно-аналитическое сопровождение деятельности мэрии

 

Масштаб мероприятия

В марте 2002 года мэром Новосибирска было принято решение о формировании специализированного подразделения — информационно-аналитического управления, на которое возложены следующие задачи:
• создание единого информационного поля муниципалитета;
• организация сбора, накопления, хранения и эффективного использования информационных ресурсов муниципалитета;
• обеспечение обмена информационными и информационно-аналитическими материалами между подразделениями мэрии;
• обеспечение обмена информационными материалами с органами государственной власти, муниципальными образованиями, органами государственной статистики и пр.;
• информационно-аналитическое обеспечение деятельности мэра, заместителей мэра, структурных подразделений мэрии;
• мониторинг, анализ и прогнозирование социально-экономической и общественно-политической обстановки в городе;
• мониторинг правового поля;
• мониторинг аналитических материалов и обобщение данных исследовательских центров по актуальным проблемам;
• участие в разработке и реализации стратегии информационной политики муниципалитета, формирование и поддержка единого информационного пространства города;
• анализ и экспертиза возможных социально-экономических и общественно-политических последствий готовящихся или принятых решений органами государственной власти и муниципалитета;
• участие в разработке решений по наиболее значимым общегородским проблемам и актуальным вопросам жизнеобеспечения города;
• участие в разработке и реализации прогнозов перспективного развития хозяйственной и социальной ситуации в городе

 

Технологическое решение вопроса

На сегодня на правовом сервере муниципалитета установлены компьютерные базы данных Консультанта Плюс, Гаранта, Кодекса, Референта и база АСДГ. Информация еженедельно обновляется, доступ имеют все пользователи сети.

 

Реализация предложения

Мероприятия в рамках реализации практики
1. Сбор статистических данных
Так как одна и та же статистическая информация может быть востребована разными структурными подразделениями муниципалитета, в целях исключения дополнительных затрат, связанных с приобретением нескольких комплектов одинаковой информации, информационно-аналитическое управление было определено в качестве ответственного за подготовку и заключение договора с Новосибирскстатом на информационное обслуживание, обеспечение регулярного получения статистической информации и распространение ее среди пользователей муниципалитета.
2. Внутренняя муниципальная информация
В рамках ИАУ ведется база данных муниципальных показателей, формируемых разными подразделениями мэрии. В настоящее время идет работа над созданием сетевой версии базы данных, доступной всем пользователям сети муниципалитета, включение в которую показателей будет осуществляться структурными подразделениями, ответственными за их расчет.
3. Информация по другим регионам
Большую помощь в данном вопросе оказывает Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, предоставляя возможность пользоваться библиотекой информационно-компьютерного банка АСДГ «Материалы местного самоуправления Российской Федерации». Кроме того, по отдельным заявкам возможен обмен правовыми актами муниципалитетов, по тем или иным причинам, отсутствующим в базах данных СПС или АСДГ.
4. База данных мониторинга СМИ
В ежедневном режиме осуществляется мониторинг СМИ:
• газеты: 16 федеральных и 23 местных издания, а также районные газеты, непериодические издания, агитационные материалы и пр.
• телевидение: 5 федеральных и 7 местных каналов.
• радио: 3 местных радиостанции и новостные выпуски FM-радиостанций;
• сайты Internet: более 30 местных и федеральных сайтов.
На основе мониторинга формируется информационная база данных сюжетов в СМИ, которая служит основой, как для подготовки ежедневного мониторинга СМИ, так и для других информационно-аналитических продуктов: мониторинги событий, проблем, информационного фона.
5. Мониторинг общественного мнения
По мере необходимости проводятся экспресс-опросы населения по острым темам жизни города. Как правило, это телефонные опросы с выборкой по городу в целом (около 600 респондентов) или с выборкой по районам города (не менее 1200 респондентов). В режиме мониторинга один раз в три месяца (за исключением летних) проводится квартирный опрос жителей города в возрасте старше 18 лет по общегородской репрезентативной выборке. Вопросник, предлагаемый новосибирцам, содержит несколько постоянных блоков вопросов таких как: социальное самочувствие горожан, оценка работы городских служб, рейтинг городских проблем, оценка работы органов власти различных уровней.
Также проводятся мониторинги социально-экономической ситуации, принимаемых решений и выступлений экспертов.
Полученные результаты
Анализ базы данных материалов СМИ дает возможность оценки актуальности (рейтинга) проблемы в СМИ; тематики, звучащей в контексте проблемы; информационной политики СМИ в целом или конкретного издания, теле- и радиоканала при освещении деятельности мэра, мэрии и ее структурных подразделений. По публикациям достаточно просто отследить политические предпочтения того или иного издания, а также объективность размещаемых материалов городской, региональной и федеральной тематики.
Ежеквартальные социологические исследования по оценке социального самочувствия горожан дают возможность анализа динамики процессов, происходящих в городе, районе города или избирательном округе.
Социально-экономическое развитие территории, отраслей экономики и городского хозяйства невозможно оценить без официальных данных государственной статистики и отчетов о работе структурных подразделений мэрии. Система индикаторов, включающая все необходимые для анализа показатели, дает возможность отслеживания существующих тенденций и прогнозирования дальнейшего развития ситуации с учетом макроэкономических процессов и нововведений, принимаемых на федеральном уровне.
Информационно-аналитическое обеспечение деятельности мэра и его заместителей включает
• подготовку ежедневного мониторинга СМИ,
• еженедельный и ежемесячный мониторинг информационного фона,
• ежемесячный мониторинг правового поля, информационно-аналитические и прогнозные материалы по ключевым социально-политическим и экономическим вопросам жизни города,
• ежеквартальный мониторинг общественного мнения по г. Новосибирску;
• ежемесячные обзоры изучения общественного мнения по Российской Федерации;
• оценка деятельности подразделений мэрии на основании внешней информации (данные СМИ, мониторинга общественного мнения);
• предварительная информация к рассмотрению вопросов на президиуме мэрии и сессии городского Совета;
• информация для поездок мэра и анализ их результатов;
• информационная подготовка выступлений мэра;
• информационно-аналитические и прогнозные материалы по ключевым социально-политическим и экономическим вопросам жизни города;
• мониторинг ключевых направлений деятельности мэра (Президент АСДГ, Вице президент Конгресса Муниципальных Образований, Союза Российских Городов, Международной Ассоциации Городов, Член Президентского Совета по приоритетным национальным проектам, по вопросам муниципальной реформы и пр.).

 

Нормативно-правовая база

Постановление мэра города Новосибирска от 24.08.2000 № 1600 «Об информационном обеспечении подразделений мэрии Новосибирска».
Постановление мэра города Новосибирска от 26.06.2001 № 1440 «О порядке разработки муниципального заказа на статистические и информационно-аналитические работы».
Постановление мэра города Новосибирска от 29.12.2007 № 1066 «Об утверждении Положения и структуры информационно–аналитического управления мэрии города Новосибирска».

 


                                                                                            

Документы практики:


                                                                                            

Контакты:

Мэрия города Новосибирска. Информационно-аналитическое управление

Адрес : 630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 34.
Телефон (8383) 227-42-69