Новосибирск (Россия) — Общественное участие в реализации стратегии развития города — 139
Сущность предложения
Именно на муниципальный уровень власти возложено решение вопросов жизнеобеспечения и, следовательно, улучшения условий жизни населения. А практическое воплощение основных принципов, предусмотренных реформой, оказывает непосредственное влияние на социальное самочувствие и гражданскую активность населения. Органы местного самоуправления организуют и осуществляют взаимодействие с органами государственной власти, субъектами экономики, создавая механизмы управления развитием, потенциалом муниципального образования, определяя правила игры, и, тем самым, становясь активным участником этого процесса. Поскольку с экономической точки зрения, с точки зрения городского хозяйства, муниципалитет представляет собой один из крупнейших субъектов экономической деятельности на конкретной территории.
Масштаб мероприятия
Последние годы стали для города, региона и страны в целом периодом энергичного роста. Ориентиры развития определены Стратегическим планом устойчивого развития Новосибирска, который был разработан при широком привлечении городского сообщества. Публичные слушания и апробации, тщательная выверка долгосрочных целей с представителями бизнеса, науки, производства, социальной сферы и общественными организациями шли почти два года. При разработке и обсуждении в городском сообществе Стратегического плана и комплексных целевых программ, в процессе их исполнения удалось сформировать несколько мобилизационных механизмов развития, осуществляемых в тесном партнерстве власти, науки, бизнеса и общественности. Весьма эффективным оказалось проведение муниципальной научно1промышленной политики, направленной на формирование спроса на наукоемкую продукцию новосибирских предприятий. Предложенная система реализации стратегического плана требует широкого участия всего городского сообщества, представителем которого является Общественный совет по стратегическим проблемам устойчивого развития города Новосибирска. В составе совета создан ряд комиссий для обсуждения структуры ключевых показателей результативности по важнейшим стратегическим задачам, а также привлечения к решению этих задач широкого круга активных членов городского сообщества. Вторым важным мобилизационным механизмом стала максимальная открытость и прозрачность власти, активное участие граждан, общественных и профессиональных организаций в процессе подготовки управленческих решений и контроле над их реализацией. Созданная в процессе разработки Стратегического плана устойчивого развития система общественных и координационных советов получила свое дальнейшее развитие и теперь охватывает все сферы жизнедеятельности города: от градостроительной политики до проблем лиц пожилого возраста и инвалидов.
Организационное решение вопроса
Представители крупных предприятий города, бизнес1структур принимают активное участие в работе Экономического совета, Дирекции межрегиональных программ. Общественные организации привлекаются для участия в консультативных, координационных Советах, в зависимости от сферы деятельности. Например, в работе Координационного Совета по содействию реформе жилищно1 коммунального хозяйства, созданного в 2006 году, участвуют представители ТСЖ, территориального общественного самоуправления, управляющих организаций, поставщиков услуг. Не менее актуальной сегодня является строительная сфера. Необходимо выделение и подготовка территорий для застройки крупных жилмассивов, общественно1деловых и торговых комплексов. При этом нужно учесть интересы разных сторон: экспертов, высказывающих свое мнение относительно архитектурных достоинств или недостатков сооружений, владельцев дачных участков, чьи земельные наделы встают на пути перспективного строительства и так далее. Такие кардинальные изменения поставили нас перед необходимостью достижения нового уровня управления целой отраслью. И здесь вновь была сделана ставка на организацию координирующего 1 архитектурно1 градостроительного – Совета. Первое рабочее заседание состоялось в начале мая, на обсуждение было вынесено сразу несколько значимых городских проектов. Развивается добровольческое движение в городе, возрождаются с 20011го года студенческие отряды, основная цель которых заключается в поддержке социально1полезных инициатив молодежи.
Cоциальный результат
Еще одной важной составляющей общественного участия становится налаживание полноценной обратной связи с населением, изучение общественного мнения и видимая реакция на полученные результаты. В этой сфере, помимо традиционных горячих линий и работы общественных приемных, налажена система реагирования на критические публикации в средствах массовой информации, а также на систематической основе проводится изучение общественного мнения горожан с помощью. В конце 2006 года в рамках развития межнациональных отношений, например, начал работу Дом Дружбы, где разместился Центр национальных литератур. Развивается система национального образования 1 в течение многих лет работает немецкий детский сад, действует Русско1немецкий университет, еврейский лицей, организованы курсы по изучению родного языка, воскресные школы. Социальное партнерство всех ветвей власти, депутатов, инвесторов и населения в последние годы особенно ярко проявляется в конкурсах социально значимых проектов. Приоритеты отдаются благоустройству дворов, обустройству детских, спортивных площадок. Но появляются и такие проекты, как, например, «Музей истории микрорайона», «Развитие общественного участия в управлении жильем», образовательно1воспитательные проекты для детей и подростков. Активное участие органы ТОС приняли в конкурсе «Лучший объект благоустройства водных объектов и водоохранных зон». В 2008 году по инициативе председателей территориального общественного самоуправления в конкурсе на муниципальный грант выделена отдельная номинация по сектору с индивидуальной застройкой.
Экономический результат
Результаты совместной работы власти, науки и бизнеса не замедлили сказаться. Начиная с 2003 года, рост промышленности в Новосибирске существенно опережает базовые темпы роста промышленности по России и Сибирскому Федеральному округу. Соответственно значительно выше и среднегодовые темпы. Почти ежегодно, начиная с 2000 года, бюджет Новосибирска прирастает более чем на треть. В текущем году, например, доходы превысят 28 млрд рублей, что позволяет ставить в число приоритетов развитие инфраструктурных отраслей городской экономики. В работе Координационного Совета по содействию реформе жилищно1коммунального хозяйства, созданного в 2006 году, участвуют представители ТСЖ, территориального общественного самоуправления, управляющих организаций, поставщиков услуг. Сейчас на повестке дня вопрос о формировании системы страхования ответственности участников рынка в случаях непредвиденных, аварийных ситуаций. Особо стоит выделить разработку типового договора между жильцами и управляющими компаниями, позволившего унифицировать отношения между сторонами в рамках всего города. Общественные слушания проводятся с 2006 года. Есть несколько интересных моментов. Так, общественные слушания по бюджету города и плану социально1экономического развития на 200812010 годы (ноябрь 2007) вызвали меньший интерес горожан, нежели проект Генерального плана и схема зонирования города (август, сентябрь 2007), широко обсуждавшиеся городским сообществом. Слушания по Генплану проводились дважды, хотя и в первый раз документы получили одобрение экспертов. Между тем, слушания выявили целый ряд спорных моментов, вследствие чего было принято решение о внесении изменений в проект Генплана и назначении повторных слушаний, на которых проект был одобрен во второй раз. В настоящий момент Генеральный план и схема зонирования территории города приняты Советом депутатов города Новосибирска.
Реализация предложения
В Новосибирске на настоящий момент принят ряд программ, регулирующих отношения с общественностью. Например, действует городская целевая программа, рассчитанная на 200712010 годы, призванная усовершенствовать систему эффективного взаимодействия мэрии с общественными объединениями, некоммерческими организациями и территориальным общественным самоуправлением для решения актуальных вопросов городского сообщества. Это и разработка механизмов эффективного взаимодействия мэрии и общественности, и выявление и поддержка социально значимых инициатив, и формирование единого городского информационного пространства. Отдельное место здесь принадлежит развитию межнациональных отношений в городе и пропаганде толерантности в области межнациональных и этноконфессиональных отношений.
Финансовые ресурсы
В 2008 году по инициативе председателей территориального общественного самоуправления в конкурсе на муниципальный грант выделена отдельная номинация по сектору с индивидуальной застройкой. Активное участие органы ТОС приняли в конкурсе «Лучший объект благоустройства водных объектов и водоохранных зон». Грантовый фонд в текущем году составит более 4,5 млн рублей.
Нормативно-правовая база
Действенным механизмом, предусмотренным федеральным законодательством, направленным на привлечение граждан к обсуждению проектов решений, стали общественные слушания. В развитие 28 статьи ФЗ1131 в Новосибирске разработано и действует положение о проведении публичных слушаний. Основные вопросы, выносимые на слушания, 1 это проект Устава города и изменения в него, проект бюджета и отчет о его исполнении. Также подлежат публичному обсуждению проекты планов и программ развития Новосибирска, широкий перечень земельных и строительных вопросов.
Документы практики:
Контакты:
Мэрия города Новосибирска
630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 34
Телефон: +7 383 227-40-00
Факс: +7 383 227-40-10
http://www.novo-sibirsk.ru
E-mail: EBorodina@admnsk.ru