Развитие системы управления муниципальных закупок в городском округе город Воронеж за счет повышения автоматизации закупочного процесса
Сущность предложения
Предпосылки к реализации:
Правительством РФ поставлена задача по увеличению объема государственных и муниципальных закупок, проводимых на конкурентной основе, в том числе посредством внедрения электронных процедур. При этом многие заказчики «уходят» от конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в пользу осуществления их у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 (далее – малые закупки) Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) путем «искусственного дробления закупок»: преднамеренной и умышленной разбивкой стоимости отдельной закупки на несколько контрактов при условии, что заранее известна потребность в такой закупке на текущий и плановый период, и отсутствуют препятствия, позволяющие провести единую закупку для приобретения всего объема требуемых товаров (работ, услуг).
Кроме того отдельными заказчиками без обоснования и на менее выгодных условиях заключались контракты напрямую с конкретными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), в том числе на некоторые виды закупок (транспортные услуги, утилизация техники и др.) без взимания размера платы, которая подлежит внесению поставщиком (подрядчиком, исполнителем) за заключение контракта.
В свою очередь, отсутствие должного уровня исполнительской дисциплины со стороны заказчиков при осуществлении малых закупок и закупок у единственного поставщика на основании ч. 12 ст. 93 Закона №44-ФЗ приводило к злоупотреблениям и нарушениям действующего законодательства в сфере закупок.
Цели:
1) Автоматизация и оптимизация процессов планирования и согласования малых закупок в автоматизированной информационной системе муниципальных закупок для нужд городского округа город Воронеж (далее – АИС МЗ). Снижение объема малых закупок в пользу конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2) Проведение малых закупок на право заключения контракта путем повышения цены контракта.
3) Автоматизация процессов осуществления закупок у единственного поставщика на основании ч. 12 ст. 93 Закона №44-ФЗ. Автоматизация и оптимизация процессов интеграции и взаимодействия АИС МЗ с автоматизированной системой исполнения бюджета и единой информационной системой в сфере закупок (далее – ЕИС) при осуществлении закупок у единственного поставщика на основании ч. 12 ст. 93 Закона №44-ФЗ.
Задачи:
1) Расширение автоматизации плана-графика закупок путем ведения структуры закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – структура закупок) для осуществления детализированного планирования закупочной деятельности заказчиков по малым закупкам и закупкам у единственного поставщика на основании ч. 12 ст. 93 Закона №44-ФЗ.
2) Перевод в электронный вид взаимодействия заказчиков и поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении контрактов, заключенных по результатам малой закупки.
3) Интеграция и взаимодействие АИС МЗ с автоматизированной системой исполнения бюджета при осуществлении контроля финансовым органом деятельности заказчиков в части заключения и исполнения контрактов, заключенных по результатам малых закупок и закупок у единственного поставщика на основании ч. 12 ст. 93 Закона №44-ФЗ.
Организационное и технологическое решение вопроса
Сложности реализации:
При внедрении в АИС МЗ электронного взаимодействия между заказчиками и поставщиками (подрядчиками, исполнителями) возникли некоторые сложности с использованием электронной подписи. Отдельные участники закупки не имели личного кабинета в АИС МЗ и электронной подписи для участия в малых закупках. Ко всему этому, отсутствовала возможность подписания в АИС МЗ документов электронной подписью некоторыми поставщиками (подрядчиками, исполнителями), с которыми заказчиками были заключены прямые контракты без проведения малых закупок в АИС МЗ.
Для решения данных проблем уполномоченным органом была проведена информационно-разъяснительная работа, в том числе бесплатные обучающие семинары с применением видеоконференцсвязи с потенциальными участниками закупок по вопросам регистрации в АИС МЗ, а также получения и применения в АИС МЗ электронной подписи. Также была создана отдельная «горячая линия» для технической поддержки по данному вопросу.
Организационные мероприятия:
Для повышения уровня конкуренции в муниципалитете реализовывались мероприятия по снижению доли малых закупок. При этом, комплекс решений включал в себя как разъяснительную работу с заказчиками, так и превентивные меры методологического и технического характера.
Заказчикам и главным распорядителям бюджетных средств (далее – ГРБС) были даны поручения, направленные на снижение объема малых закупок в соответствии с картой минимизации закупок у единственного поставщика, на основании которой отдельные закупки (капитальный и текущий ремонт, замена окон, медицинские осмотры, услуги охраны, продукты питания, транспортные услуги, мебель, компьютерное оборудование, оргтехника и др.) необходимо осуществлять посредством использования только конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), установленных ч. 2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ, включая организацию и проведение совместных конкурсов и аукционов.
В техническом аспекте реализована доработка АИС МЗ в части планирования и сплошного согласования малых закупок и закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона №44-ФЗ. В системе процесс планирования малых закупок и закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона №44-ФЗ полностью интегрирован с ведением заказчиками планов-графиков закупок на текущий финансовый год. Таким образом перед осуществлением малой закупки и (или) закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона №44-ФЗ заказчику необходимо в АИС МЗ в плане-графике закупок сформировать структура закупок, которая содержит детализированный перечень закупаемых товаров (работ, услуг) в рамках выделенных ему лимитов. Сформированная структура закупок утверждается курирующим ГРБС, и только после этого заказчиком в АИС МЗ создается малая закупка и (или) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона №44-ФЗ. Все созданные вышеуказанные закупки согласовываются с ГРБС, финансовым и уполномоченным органом. После чего, для малых закупок системой автоматически объявляются мини-торги на электронной площадке в АИС МЗ, а закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона №44-ФЗ автоматически интегрируются в ЕИС. По результатам малой закупки в системе между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подписывается электронный контракт, а его исполнение контролируется финансовым органом посредством информационного взаимодействия АИС МЗ с автоматизированной системой исполнения бюджета.
Для реализации возможности проведения малых закупок на право заключения контракта реализована доработка АИС МЗ, в рамках которой был расширен функционал АИС МЗ посредством развития существующий системы. В результате был автоматизирован процесс подачи предложений от поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем повышения НМЦК при проведении малой закупки на право заключения контракта.
Этапы реализации:
1) Разработка концептуальных решений по учету и снижению объема малых закупок. Внедрение карты минимизации малых закупок, а также контроль за соблюдением ее заказчиками.
2) Доработка АИС МЗ в части автоматизации процессов планирования малых закупок, согласования малых закупок с ГРБС, финансовым и уполномоченным органами.
3) Внедрение электронного документооборота и интеграционного взаимодействия с автоматизированной системой исполнения бюджета по малым закупкам (в том числе исполнения контрактов по малым закупкам).
4) Внедрение мини-торгов на повышение цены контракта по малым закупкам (мини-торги на право заключения контракта по малым закупкам).
5) Внедрение автоматизированного осуществления (в том числе планирования, согласования, размещения в ЕИС) закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона №44-ФЗ.
Перспективы развития:
1) Формирование автоматизированных мини-торгов по малым закупкам без указания заказчиком количества (объема) товаров (работ, услуг).
2) Создание и внедрение электронных предложений (структурированных коммерческих предложений и прайс-листов от поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для автоматизированного их учета заказчиками при обосновании и определении начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
Стоимость реализации (доработка, внедрение и техническое сопровождение) – 4,546 млн. руб. Источник финансирования: бюджет городского округа город Воронеж.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
Реализованные мероприятия позволили значительно снизить риски возникновения различных форм сговора, а также коррупционных составляющих за счет обеспечения гласности и прозрачности малых закупок и закупок у единственного поставщика на основании ч. 12 ст. 93 Закона №44-ФЗ, проводимых в АИС МЗ.
За счет обеспечения электронного документооборота, интеграционного взаимодействия с автоматизированной системой исполнения бюджета при проведении малых закупок и закупок у единственного поставщика на основании ч. 12 ст. 93 Закона №44-ФЗ более чем на 30% снизились временные, трудовые и финансовые затраты контрактных управляющих (сотрудников контрактной службы), а также вдвое повысился уровень исполнительской дисциплины за счет минимизации нарушений действующего законодательства в сфере закупок.
Достигнута возможность участия в малых закупках неограниченного круга физических и юридических лиц (в том числе малого бизнеса) за счет открытости и доступности информации, а также минимального срока проведения процедуры закупки. В АИС МЗ зарегистрировано более 5 тыс. и аккредитовано свыше 2 тыс. поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для участия в мини – торгах. Из них доля субъектов малого предпринимательства составляет более 90 % от общего числа пользователей.
Таким образом, внедрение электронной площадки для малых закупок позволило привлечь значительное количество субъектов малого предпринимательства к муниципальным закупкам в городском округе город Воронеж, повысить их прозрачность и эффективность, что соответствует стандартам развития конкуренции.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
За период с 2019 по 2021 годы на площадке АИС МЗ было объявлено 26,7 тыс. малых закупок с НМЦК 2,1 млрд. руб. При этом коэффициент участия за три года в среднем составил 2,27 участника на одну процедуру. Доля состоявшихся закупок в среднем за 2019 – 2021 годы составила 78 % от общего количества объявленных мини – торгов. Экономия бюджетных средств за три года в абсолютном значении составила 170,6 млн. руб. При этом среднее значение за данный период в относительном выражении составило 7,9 % от НМЦК.
Консолидация статистических и аналитических данных в АИС МЗ по малым закупкам и закупкам у единственного поставщика на основании ч. 12 ст. 93 Закона №44-ФЗ позволила в оперативном порядке формировать отчеты и вести учет заключенных по вышеуказанным закупкам контрактов, а также контролировать их исполнение.
Полученная по результатам малых закупок и закупок у единственного поставщика на основании ч. 12 ст. 93 Закона №44-ФЗ экономия финансовых средств, а также плата, поступившая в бюджет от поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за право заключения контракта, системой автоматически учитывается и консолидируется в единый фонд экономии муниципального бюджета.
Реализация практики (технологии) возможности его распространения
С 2019 года используется в городском округе город Воронеж всеми муниципальными органами и заказчиками городского округа города Воронеж.
Отрасль применения практики (технологии)
Управление государственными и муниципальными закупками.
Дата внедрения практики (технологии)
2019 г.
География использования практики (технологии)
Муниципальное образование: городской округ город Воронеж, субъект РФ: Воронежская область, страна: Россия.
Контакты
Логинов Денис Александрович,
тел. +7(473) 228-30-72 (вн. 1038), факс (473) 228-39-49,
e-mail: daloginov@cityhall.voronezh-city.ru.
Отзывы, награды
Документы практики:
Сайт в сети «Интернет»: http://umz-vrn.etc.ru/
Презентация: эффективное формирование и исполнения бюджета города