Ставрополь (Россия) — Эффективное распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Ставрополя — 3
1.1. Экономика и бюджет --> 1.1.01. Проведение эффективной экономической политики
1.1. Экономика и бюджет --> 1.1.05. Эффективное распоряжение имуществом, находящимся в собственности города
Практики города Ставрополя
Сущность предложения
Разработка механизма расширенного воспроизводства муниципального имущества в виде объектов теплоснабжения города Ставрополя.
Существующие объекты теплоснабжения города Ставрополя имеют повышенный износ, так как были созданы и введены в эксплуатацию
в 60-80 годах прошлого столетия. Износ основных фондов достиг критического уровня: износ большей части магистральных тепловых сетей составляет более 80 %, износ котельных более 60 %, отсутствует сбалансированность системы теплоснабжения, по отдельным тепловым районам имеется избыток и дефицит мощности.
Задачи:
1.Разработка доступного для собственника муниципального имущества механизма расширенного воспроизводства (реновации) объектов теплоснабжения с целью поддержания системы теплоснабжения в состоянии, обеспечивающем качественное, надежное и бесперебойное теплоснабжение потребителей города Ставрополя с учетом его постоянного развития.
2.Разработка инвестиционной программы
и решение вопроса с источниками финансирования, не увеличивая тариф на тепловую энергию.
3.Решение вопроса с долгосрочным правом пользования объектами теплоснабжения с целью выполнения мероприятий инвестиционной программы и окупаемости проектов.
Организационное и технологическое решение вопроса
Для решения вышеперечисленных задач были выполнены следующие управленческие действия и мероприятия.
В 2011 году разработана и утверждена инвестиционная программа АО «Теплосеть» по реконструкции и модернизации системы теплоснабжения города Ставрополя на 2011 — 2021 годы.
Далее необходимо было изыскать дополнительные средства в тарифе на тепловую энергию в виде инвестиционной составляющей и при этом не увеличивать тариф. Для этого нужно было не только иметь разработанную и утвержденную инвестиционную программу, но и предоставить в региональную тарифную комиссию Ставропольского края четкий и понятный план действий по этапному включению и увеличению необходимых средств в тарифе.
В первые годы АО «Теплосеть» предложено выполнить мероприятия, дающие максимальный экономический эффект: замена котлов мощностью 50 Гкал в час, полностью выработавших свой ресурс и имеющих рабочее КПД не выше 70% на новые котлы с КПД 90%. Для этого были использованы заемные средства. В результате АО «Теплосеть» получило экономию по энергоносителям и высвободились средства в тарифе для инвестиционной надбавки, за счет которой произвели возврат кредита.
Если в 2011 году АО «Теплосеть» имело инвестиционную составляющую в тарифе в размере 10 млн. рублей, сегодня инвестиционная составляющая уже более 70 млн. рублей. При этом рост тарифа на тепловую энергию не превысил предельного уровня роста для Ставропольского края. Но одной инвестиционной составляющей тарифа не достаточно для полной реализации мероприятий по реновации отрасли.
И тогда в качестве инвестора выступил собственник реконструируемого имущества – муниципалитет. Благодаря совместной работе администрации города Ставрополя и депутатов Ставропольской городской Думы у АО «Теплосеть» появился дополнительный источник – средства арендных платежей за пользование муниципальным имуществом, которое подлежит реконструкции. Этот источник уже был в тарифе, поэтому дополнительной нагрузки на потребителей тепловой энергии не было.
В условиях договора закреплено, что арендные платежи, а это более 43 млн. рублей, не будут перечисляться в бюджет города Ставрополя, а будут использоваться на выполнение мероприятий инвестиционной программы. В конце каждого года произведенные за счет арендных платежей капитальные вложения будут переданы в муниципальную казну города Ставрополя и засчитаны в счет арендных платежей.
В результате будет снижен износ арендуемого имущества, увеличена его стоимость. Собственник делает переоценку стоимости аренды уже улучшенного муниципального имущества и так далее на протяжении всего срока договора.
Тарифный источник – средства арендной платы ежегодно растет, но в пределах роста тарифа и не увеличивает его. В результате, к концу срока действия 15-ти летнего договора аренды муниципальное образование получает обновленное муниципальное имущество в виде котельных и тепловых сетей.
Таким образом, был разработан механизм расширенного воспроизводства муниципального имущества системы теплоснабжения города Ставрополя с ежегодным объемом финансирования в 110-120 млн. рублей.
Благодаря взаимопониманию и слаженной работе руководства администрации города Ставрополя, Правительства Ставропольского края, депутатов Ставропольской городской Думы, региональной тарифной комиссии Ставропольского края и теплоснабжающей организации АО «Теплосеть» удалось заключить единый долгосрочный договор аренды сроком на 15 лет на объекты системы теплоснабжения, утвердить долгосрочную инвестиционную программу сроком на 11 лет, срок окупаемости которой укладывался в рамки действия долгосрочного договора аренды, найти механизм финансирования данной программы.
Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии)
Финансовый план объема капитальных вложений по инвестиционной программе с 2011 по 2021 годы составляет 2 439,5 млн. рублей, в том числе по источникам:
тарифные источники (прибыль в тарифе, амортизация, плата за подключение) — 1 877,8 млн. рублей;
арендные платежи за пользование муниципальным имуществом — 549,6 млн. рублей;
бюджет Ставропольского края (2011 и 2013 годы – участие АО «Теплосеть»
в краевой программе энергосбережения) — 10,0 млн. рублей;
прочие источники — 2,1 млн. рублей.
Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)
Сдерживание роста тарифа на тепловую энергию для потребителей города Ставрополя, снижение себестоимости производства тепловой энергии за счет повышения энергетической эффективности работы системы теплоснабжения.
Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии)
1.Сбалансированность системы теплоснабжения города Ставрополя за счет перераспределения существующих мощностей (ликвидация дефицита и избытка мощностей по отдельным тепловым источникам и тепловым районам) и строительство новых.
2.Повышение энергетической эффективности системы теплоснабжения:
— снижение удельных норм расхода энергоресурсов:
топлива с 167,51 т.у.т./Гкал до 160 т.у.т./Гкал;
электроэнергии с 25,84 кВтч/Гкал
до 23,0 кВтч/Гкал;
воды 0,302 куб.м/Гкал до 0,28 куб.м/Гкал.
— снижение потерь тепловой энергии
при транспорте тепловой энергии с 11,22% до 8,5%;
— снижения расхода тепловой энергии
на собственные нужды котельных с 2,23% до 2,0%;
3. Улучшение экологической ситуации в городе Ставрополе.
4.Повышение надежности и качества теплоснабжения потребителей города Ставрополя.
Реализация практики (технологии) возможности его распространения
город Ставрополь, Ставропольский край.
Отрасль применения практики (технологии)
Теплоснабжение.
Дата внедрения практики (технологии)
1.Инвестиционная программа АО «Теплосеть» по реконструкции и модернизации системы теплоснабжения города Ставрополя на 2011 — 2021 годы реализуется с 2011 года.
2.Долгосрочный договор аренды муниципального имущества заключен в 2013 году.
3.Арендные платежи, как один из источников финансирования инвестиционной программы, привлекаются с 2013 года.
География использования практики (технологии)
Город Ставрополь, Ставропольский край.
Отзывы, награды
Ежегодно начиная с 2000 года, АО «Теплосеть» занимает призовые места во Всероссийском конкурсе на лучшую организацию, предприятие в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Конкурс проводился Министерством регионального развития Российской Федерации.
По итогам конкурсов АО «Теплосеть» удостоено:
диплом Высшей степени по итогам работы за 2004 год;
дипломы I степени за 2009 — 2010 годы;
дипломы II степени за 2000, 2002, 2007, 2008 и 2011 годы.
В 2016 году АО «Теплосеть» удостоено Свидетельства соответствия требованиям системы качества (Приказ НП «Российское теплоснабжение» от 18.03.2016 № 06-П).
Контакты:
Администрация города Хабаровска. Управление здравоохранения
Топоровская Елена Львовна
Заместитель начальника управления по информационным технологиям города Хабаровска
Адрес: 680000, г. Хабаровск,
Топографический переулок, дом 9
Телефон: (4212) 42-08-52
Факс: (4212) 31-15-09
Эл. почта: gorzdrav@mayor.kht.ru
Адрес сайта: health.khabarovskadm.ru