Челябинск (Россия) — Организация общественного участия в процессе стратегического планирования города Челябинска


Сущность предложения

разработать и утвердить Стратегию Челябинска 2035 как документ общественного согласия.
Несмотря на уже достаточно длительный период применения в России стратегического планирования на муниципальном уровне, в настоящее время не существует единой универсальной методики по эффективной разработке стратегии социально-экономического развития муниципальных образований. Применяемые чаще всего типовые подходы стратегического планирования являются адаптированной версией методик, используемых в корпоративном менеджменте. Но и их нельзя использовать полноценно в связи с тем, что стратегическое планирование на муниципальном уровне имеет свои специфические задачи.
В виду сказанного, а также отсутствия детализации соответствующих норм в законодательстве органы местного самоуправления обладают широкими возможностями по выработке собственной методики разработки стратегии социально-экономического развития.
Поэтому практическая актуальность и значимость описываемой практики состоит в описании алгоритма  разработки Стратегии Челябинска 2035, который возможно применить на муниципальном уровне, с акцентом на учет мнения горожан и экспертов.
Особенности практики:
1. Ключевые особенности:

  1. беспрецедентное для Челябинска вовлечение местного сообщества в разработку проекта документа на всех этапах как перспективного метода муниципального управления (около 6000 человек);
  2. применение методологии Умного города (Smart city) как основной в сочетании со вспомогательными — концепции устойчивого развития и ESG-концепции;
  3. ориентация на международные (Cities in Motion Index, Smart City Index, SDEWES) и российские (Индекс качества городской среды, IQ городов, индекс цифровой зрелости) рейтинги;
  4. расширенное поле стратегического видения за счет включения в него пространственных, экологических и социокультурных факторов развития и вопросов, как наиболее волнующих горожан (например, в сфере экологии, развития предпринимательства и инвестиционного климата, туризма, здравоохранения, образования, досуга и др.);
  5. попытка сформулировать должный облик Челябинска, ориентирующийся на социальные ожидания и интересы различных групп участников разработки стратегии.

2. Прочие особенности:

  1. углубленный анализ достигнутых целей, задач и показателей социально-экономического развития муниципального образования и анализ текущего социально-экономического положения города;
  2. изучение лучшего мирового и отечественного опыта стратегирования, большого массива исследований, мнений о будущем городов;
  3. разработка Стратегии Челябинска 2035 на принципах проектного управления;
  4. достижение консенсуса мнений и позиций многочисленных участников разработки проекта документа из основных групп («Власть», «Бизнес», «Общественность», «Наука», «СМИ»);
  5. широкое освещение в СМИ хода разработки  Стратегии Челябинска 2035;

возможность тиражирования в городах-миллионниках и крупных городах. 

Организационно-технологическое решение вопроса

Перечень мер, принятых Администрацией города Челябинска для внедрения и реализации в городе Челябинске практики «Организация общественного участия в процессе стратегического планирования города Челябинска»
1. Меры нормативно-правового характера (по хронологии):
1) Постановление Администрации города Челябинска от 29.12.2015 № 346-п «Об утверждении Порядка разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития города Челябинска» (ред. от 20.10.2020);
2) Распоряжение Администрации города Челябинска от 06.03.2020 N 2109 «О разработке стратегии социально-экономического развития города Челябинска на период до 2035 года с определением целевого видения до 2050 года» (с составом рабочей группы);
3) Решение Челябинской городской Думы от 29.06.2021 № 20/2 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Челябинска на период до 2035 года».
2. Организационно-управленческие меры:
1) Планомерное выстраивание процесса разработки главного документа стратегического планирования — стратегии социально-экономического развития;
2) Включенность в процесс разработки Стратегии Челябинска 2035 с одной стороны первых лиц и лиц, принимающих решения во власти, бизнесе, креативном секторе и с другой стороны — горожан;
3) Мероприятия для различных целевых аудиторий: форумы, стратегические, проектно-аналитические, форсайт-сессии, круглые столы, анкетирование (с акцентом на мнения молодого поколения), экспертные  заседания,  заседания  Муниципального  проектного  комитета и другие;
4) Консультационная и разъяснительная работа с участниками процесса разработки проекта Стратегии Челябинска 2035;
5) Освещение в СМИ, социальных сетях и на официальных сайтах хода разработки Стратегии Челябинска 2035.
Практика внедрена и реализована Управлением по стратегическому планированию, экономике и инвестициям Администрации города Челябинска (далее – Управление экономики), которое осуществляло методическую и организационную функции, обеспечение сбора и обработки информации и материалов, координацию участников процесса, подготовку текста проекта Стратегии социально-экономического развития города Челябинска на период до 2035 года (далее – Стратегия Челябинска 2035).
При разработке проекта Стратегии Челябинска 2035 учтены:
— положения Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее — Закон 172-ФЗ), указов Президента Российской Федерации, в которых определены цели и приоритеты социально-экономического развития;
— согласованность с приоритетами и целями социально-экономического развития Челябинской области, утвержденными Стратегией социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года, иными документами стратегического планирования федерального и регионального уровней;
— Методические рекомендации по участию муниципальных образований в разработке стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года (Приказ Министерства экономического развития Челябинской области от 15.06.2017 № 145);
— стратегии социально-экономического развития соседних городов-миллионников;
— преемственность с предыдущей Стратегией развития города Челябинска до 2020 года;
— необходимость обеспечить адекватность политики муниципального управления технологическим и социально-экономическим вызовам современности;
— имеющиеся ресурсы и возможности города;
— потребности и запрос жителей на позитивные трансформации;
— данные государственной и ведомственной статистики.
Укрупненно можно разделить на четыре этапа (таблица).

Алгоритм и этапы разработки Стратегии Челябинска 2035
Таблица

Этап I
Подготовительный
Этап II
Выработка стратегии
Этап III
Написание стратегии
Этап IV
Публичная и общественная экспертиза
Задачи:
— провести базовые и углубленные  исследования;  

— провести социологические исследования;

— сформировать рабочие материалы

Задачи:
— выбрать методологию разработки  

-максимально вовлечь местное сообщество (экспертов и горожан) в разработку стратегии;

— сформировать гипотезы, основные положения будущей стратегии

Задачи:
— создать проект стратегии для обсуждения горожанами и экспертами;  

— скорректировать проект стратегии, как документ общественного согласия;

— принять стратегию
на уровне Главы города

Задачи:
— провести завершающее обсуждение с горожанами и экспертами;  

— доработать стратегию с учетом предложений и замечаний, новых данных;

— принять стратегию на уровне Думы

На первом этапе:

  1. проведены базовая и углубленная диагностика города: анализ итогов (достигнутых целей) реализации Стратегии развития города на период до 2020 года и текущего положения дел; определены главные проблемы города; комплексный анализ социально-экономического развития города и Челябинской агломерации (PEST и SWOT анализ), анализ конкурентоспособности, места и роли города в России и среди соседних городов-миллионников; анализ рейтингов, в которые включен Челябинск;
  2. проведены социологические исследования с охватом более 6000 человек: опросы населения (при этом отдельное внимание уделено мнению подростков и молодежи), глубинные интервью экспертов, анкетирование (в том числе через Анкету городского эксперта) для определения стратегического видения города различными группами населения;
  3. организованы и проведены городские мероприятия с различными целевыми аудиториями и тематиками: деловые, стратегические и форсайт-сессии, круглые столы. Крупнейшими из них стали: стратегическая сессия «Практики, пути создания и внедрения стратегии мегаполиса» в рамках Форума малого бизнеса (2016 год);
  4. форсайт-сессия «Будущее города Челябинск» с двумя треками: «Будущее культурного и интеллектуального досуга молодежи в Челябинске» и «Челябинск — экогород 2050» (2017, 2018 годы); форсайт-сессия «Челябинск. Глобальные вызовы будущего» (2018 год);
  5. изучены лучшие отечественные и мировые практики стратегирования, управления развитием территорий;
  6. выработаны предварительные материалы для разработки проекта Стратегии Челябинска 2035: программа по улучшению городской среды «Город для жизни», концепции «Город федерального внимания» и «Компетенционный центр», анализ постоянства качества потребительских впечатлений в точках контакта с гостями города и другие.

На втором этапе:

  1. организованы и проведены городские мероприятия с различными целевыми аудиториями и тематиками. Крупнейшие из них: проектно-аналитические сессии «Умный город — Челябинск» (2019 год) и «Стратегия развития Челябинска 2035» (2020 год);
  2. обработаны материалы, полученные в ходе мероприятий. Ключевые результаты проведенных исследований вошли в состав Стратегии Челябинска 2035 и приложения к ней;
  3. выдвинуты гипотезы городского развития, сформулированы предварительные цели, стратегические приоритеты по методу «от проблем»;
  4. сделан выбор методологии в пользу Умного города (Smart city) в сочетании со вспомогательной
    ESG-концепцией и концепцией устойчивого развития (произведена сопряженность стратегических приоритетов и направлений развития города с направлениями ESG и целями устойчивого развития);
  5. презентация предварительных итогов разработки Стратегии Челябинска 2035 Главе города Челябинска и заместителям Главы города на заседаниях Муниципального проектного комитета, по итогам внесены необходимые корректировки.

На третьем этапе: 

  1. проведена уточняющая диагностика города: актуализированы статистические данные, проверены первоначальные гипотезы путем обсуждения с экспертами и стейкхолдерами;
  2. разработаны индикативные показатели с учетом мировых рейтингов умных городов, за основу выбраны рейтинги Cities in Motion Index (оценивает качество жизни в городах мира) и SDEWES Index (для оценки эффективности городов по аспектам, связанным с энергетическими, водными и экологическими системами), а также российские рейтинги Индекс качества городской среды, IQ городов, индекс цифровой зрелости;
  3. проведена оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии на весь период, исходя из прогнозов возможностей местного и вышестоящих бюджетов, объемов частных инвестиций в основной капитал;
  4. сформирован проект Стратегии Челябинска 2035 по структуре согласно Закону 172-ФЗ и Порядку разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития города Челябинска, который:

    — согласован с экспертами из числа представителей научного, общественного и профессионального сообществ, внесены корректировки;
    — презентован Главе города Челябинска;
    — прошел процедуру общественных обсуждений на официальном сайте Администрации города Челябинска и в ГАС «Управление», согласование в Министерстве экономического развития Челябинской области;

  5. направлен на рассмотрение в Челябинскую городскую Думу.

На четвертом этапе:

  1. состоялись завершающие публичные обсуждения с местным сообществом;
  2. учтены замечания и предложения по итогам публичных обсуждений;
  3. проект документа рассмотрен депутатами в установленном порядке, в том числе на заседаниях постоянных комиссий Челябинской городской Думы;
  4. 29.06.2021 года утверждена Стратегия Челябинска 2035.

Стратегия Челябинска 2035 содержит:
— миссию;
— стратегическую цель и систему стратегических задач;
— 4 стратегических приоритета (в каждом определены стратегическое видение будущего, целевой вектор, задачи, ожидаемые результаты);
— 11 основных направлений развития города и 479 мероприятий для их реализации;
— основные показатели конечного результата;
— систему управления реализацией стратегии;
— основные этапы и оценку ресурсов, необходимых для реализации стратегии.
В разработке документа принимали участие стейкхолдеры в следующих формах:

группа «Власть»:

— структурные подразделения и отраслевые (функциональные) органы Администрации города — представляли информацию в соответствии с запросами,  участвовали в мероприятиях по разработке Стратегии Челябинска 2035;
— региональные органы исполнительной и представительной власти — участвовали в мероприятиях по разработке Стратегии Челябинска 2035; Министерством экономического развития Челябинской области проведена экспертиза проекта Стратегии Челябинска 2035, выдано положительное заключение;

группа «Бизнес»:

— некоммерческие и коммерческие организации всех форм собственности (бизнес-сообщество) — представляли информацию по запросам; принимали участие в мероприятиях в рамках разработки Стратегии

Челябинска 2035; участвовали в проводимых социологических исследованиях (глубинное интервью); выступали экспертами по отдельным направлениям;

группы «Наука» и «Общественность»:

— научно-образовательное сообщество, депутаты Государственной Думы, Законодательного Собрания Челябинской области, Челябинской городской Думы, представители общественных палат Челябинской области и города Челябинска  — принимали участие в мероприятиях в рамках разработки Стратегии Челябинска 2035; участвовали в проводимых социологических исследованиях (глубинные интервью); выступали экспертами по отдельным направлениям;
— жители города (в том числе бывшие жители города, уехавшие по каким-либо причинам) — участвовали в проводимых социологических исследованиях (опросы, анкетирование), в мероприятиях в рамках разработки Стратегии Челябинска 2035, направляли свои предложения в Администрацию города Челябинска;

группа «СМИ»:

— представители СМИ участвовали в мероприятиях в рамках разработки Стратегии Челябинска 2035; освещали ход разработки проекта документа.

В ряде мероприятий приняли участие представители стейкхолдеров федерального уровня и муниципалитетов, входящих в Челябинскую агломерацию.

Привлеченные эксперты на общественных началах консультировали разработчиков, высказывали мнения, позиции, предложения, участвовали в глубинных интервью, изучали и корректировали материалы, наработанные на мероприятиях, и текст проекта Стратегии Челябинска 2035.

Финансовые ресурсы для разработки и реализации практики (технологии).

На этапах I и II к работе привлекались внешние консультанты за счет средств местного бюджета, а также АНО «Агентство инновационного и инвестиционного развития города Челябинска» как соорганизатор мероприятий по разработке Стратегии Челябинска 2035.

Внедрение практики на этапах III и IV проводилось без привлечения дополнительных финансовых ресурсов, что позволяет тиражировать её в других муниципальных образованиях в условиях ограниченности бюджетных средств.   

Социальный эффект в результате реализации практики (технологии)

Результаты реализации описываемой практики характеризуются как прямыми, так и непрямыми эффектами. Причем важность непрямых (побочных) эффектов возможно считать даже более ценными, чем прямых.

1. Прямые эффекты:

1) стратегия утверждена Челябинской городской Думой (решение Челябинской городской Думы от 29.06.2021 № 20/2);
2) вовлечены в разработку стратегии:
— более 100 экспертов и лидеров общественного мнения, в том числе на федеральном и межрегиональном уровне;
— жители города (в ходе тематических мероприятий приняли участие порядка 2,5 тысячи человек, в опросах и исследованиях около 6 тысяч);
3) сформирована управленческая команда мэрии города Челябинска, которая прошла обучение в московской школе управления Сколково.

2. Непрямые эффекты:

1) жители и привлеченные эксперты стали чувствовать себя субъектами городской политики;
2) формирование общего понимания ценностей, согласования интересов, позиций сторон, поиск компромиссного варианта развития;
3) расширение сети контактов участников разработки стратегии;
4) приобретение новых компетенций и навыков командой разработчиков;
5) включение в учебные модули образовательных учреждений апробированной технологии планирования (например, в Южно-Уральском государственном университете, Международном институте дизайна и сервиса) и другие эффекты.

Экономический (финансовый) результат внедрения практики (технологии).

Прямые эффекты:

1) разработка стратегии социально-экономического развития муниципального образования с учетом лучшего мирового опыта (методология Умного города выбрана как основная, с включением отдельных элементов концепции устойчивого развития, ESG-концепции как вспомогательных);
2) связанные с повышением эффективности муниципального управления:
— уточненная нормативная база стратегического планирования в части муниципальных программ (скорректирован процесс разработки муниципальных программ в части включения мероприятий региональных проектов в муниципальные программы и этапов разработки, обеспечения взаимосвязи со Стратегией Челябинска 2035 и Планом мероприятий по реализации I этапа);
— создание ключевых параметров для документов территориального планирования (принят новый Генеральный план города Челябинска);
— создание Муниципального центра управления города Челябинска (постановление Администрации города Челябинска от 27.04.2022 № 146-п).

Непрямые эффекты:

1) выявление приоритетов и перспективных направлений развития города; 

2) возникновение перспективных идей, инициатив и проектов в различных сферах деятельности.

Стратегическое целеполагание важно для различных групп интересантов (стейкхолдеров):

— для инвесторов и предпринимателей наличие стратегии – это открытость города, понимание перспектив развития и обозначение приоритетов для вложений, возможность внести свою лепту в развитие города, где ведется бизнес;
— для научно-образовательного сообщества — обозначение потребности в подготовке кадров и направлений для актуальных исследований и разработок;
— для горожан – возможность видеть, в каких условиях предстоит жить, работать, отдыхать, воспитывать детей, а также внести свой личный вклад в развитие;
и для бюджета и муниципалитета – повышение эффективности управления муниципальными финансами за счет выстраивания приоритетов расходов, возможности участия в государственных программах, привлечения в город людей и нового бизнеса, в том числе как одного из основных условий пополнения доходной базы всех уровней бюджетов бюджетной системы.

Челябинск, известный за пределами региона как крупный промышленный и металлургический центр страны, в период реализации описываемой практики заметно преобразился и готов бороться за звание одного из лучших в экологических компетенциях, в креативном секторе экономики, в улучшении пространства для жизни и ведении бизнеса.
Впервые за все время расчета Индекса качества городской среды по итогам 2021 года Челябинск набрал 183 балла и получил статус города с благоприятной городской средой.
За период разработки Стратегии Челябинска 2035:

1) промышленные предприятия продолжили модернизацию производств для повышения их экологичности, нейтрализации негативного воздействия на окружающую среду. За прошедшие 2 года предприятия-загрязнители атмосферного воздуха реализовали такие проекты:

— ПАО «Челябинский металлургический комбинат» завершил самые масштабные с 2013 года на промплощадке Группы «Мечел» проекты — ввел в эксплуатацию после модернизации 2 ключевых агрегата — доменную печь № 4 и конвертер № 1;
— ООО «Мечел-Кокс» проведена реконструкция коксовой батареи № 8, что сокращает выбросы загрязняющих веществ 1-4 класса опасности на 4 тонны в год;
— ПАО «Челябинский трубопрокатный завод» внедрил газоочистное оборудование со степенью очистки 99,9 % в рамках реализации федерального проекта «Чистый воздух». До конца 2022 года современное газоочистное оборудование установят еще на двух трубопрокатных производствах завода; на территории завода заработал современный комплекс водоочистки «AQA Кристалл», обеспечивший замкнутый оборотный цикл на предприятии и позволил существенно снизить его возможное воздействие на окружающую среду;
— АО «Челябинский цинковый завод» построил склад концентратов Рудного двора, позволяющий снизить уровень экологического воздействия на окружающую среду и снизить простой вагонов на предприятии;
— и многие другие;

2) в сфере агропрома ООО «Союзпищепром» активно развивает производство растительных напитков; АО «Первый хлебокомбинат» модернизирует и закупает новое оборудование: введена в эксплуатацию индустриальная линия по производству батонов мощностью 30 млн. тонн в сутки;
3) в 2021 году в рамках регионального проекта «Чистая страна» с применением лучших мировых практик завершена рекультивация земельного участка под городской свалкой в Металлургическом районе города Челябинска, которая была крупнейшей свалкой в черте города в Европе. Благодаря рекультивации улучшилось качество жизни для более чем 1 млн. человек. На 30% сократились выбросы вредных веществ в атмосферу города, полностью прекратились сбросы вредного фильтрата в реку Миасс;
4) в рамках федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология» обновляется подвижной состав общественного пассажирского транспорта: 157 низкопольных газомоторных автобусов вышли на городские маршруты, что позволило увеличить пассажиропоток, заменить старые дизельные автобусы, повысить качество и безопасность перевозок;
5) реализованы новые для города проекты в сфере транспорта по строительству инфраструктуры для электротранспорта (10 зарядных станций компании «ЭлектроКарс Рус») и по внедрению шеринга электросамокатов;
6) в жилищном строительстве начаты пилотные проекты комплексного развития территории (часть территории Каширинского рынка, часть территории Элеватора; Копейское шоссе; территория в границах улиц Пушкина, Тимирязева, Свободы, Плеханова);
7) в 2021 году впервые победителями конкурса «Молодой предприниматель России» от Челябинска стали 3 предпринимателя в номинациях: «Инновационное предпринимательство» Дмитрий Андреев
(ООО «Стендап Инновации»); «Торговля» Александр Буянов (ИП Буянов А.С., интернет-магазин «Имкосметик»); «Интернет-предпринимательство» Алексей Юзепчук, второе место (ООО «АСПРО»);
8) в 2021 году на территории города открыты значимые объекты, которые интересны как жителям, так и гостям города: новая набережная реки Миасс (проект по реконструкции набережной считается одним из примеров сотрудничества бизнеса и Администрации города, где пересекаются коммерческие проекты и общественные пространства); новая Детская филармония; стела «Город трудовой доблести» на Аллее Славы; общественные пространства и скверы;
9) Челябинск вошел в число пилотных городов, где реализуется проект «Умный город»;
10) для продвижения туристического потенциала город включен в первый региональный брендовый маршрут «Челябинск: к нам прилетают даже метеориты», который был запущен в апреле 2021 года; в октябре 2021 года Челябинск принимал участников II Всероссийского форума по развитию промышленного туризма.

Челябинцы готовы делиться своим лучшим опытом, некоторые проекты признаны одними из лучших в стране в различных отраслях и включены в цифровую платформу «СМАРТЕКА» (Эффективная жилищная политика. Институт арендного жилья (наемный дом)); в рамках проектов «Эффективный регион», реализуемой Правительством Челябинской области совместно с Госкорпорацией «Росатом», проекты ООО «ЧелябГЭТ» признаны федеральным образцом. А челябинский проект «ПроПуск» стал победителем во всероссийской программе «100 городских лидеров» (организаторы Агентство стратегических инициатив и ГК «Росатом»), эксперты назвали его универсальной моделью межотраслевой кооперации, отличной площадкой для импакт-инвестинга, бизнесом для бизнеса, способной генерировать дополнительные эффекты для органов всех уровней, для общественных организаций и объединений, для образования и науки.
В настоящее время в Челябинске продолжается комплексное развитие транспортной инфраструктуры, включающее строительство метротрамвая с интеграцией в обновляемую трамвайную сеть, а также модернизацию системы троллейбусного транспорта областного центра, продолжен масштабный проект по реконструкции очистных сооружений городской канализации, включающий новейшие технологии очистки и обеззараживания.
В целях поддержки и формирования передовой инфраструктуры для исследований и разработок планируется создание конкурентоспособного кампуса мирового класса, который предполагает формирование стратегического альянса двух крупнейших университетов города с единой университетской экосистемой.
Для обеспечения досуга и создания условий для ведения здорового образа жизни начато проектирование крупного спортивного города на северо-западе Челябинска (спортивная арена вместимостью 7 тысяч зрителей, теннисный центр, спортивный комплекс экстремальных видов спорта). 
Завершение всех начатых и реализация новых проектов позволит повысить экономическую и инвестиционную привлекательность не только города, но и региона, а также уровень и качество жизни его жителей. 

Ожидаемые эффекты от реализации Стратегии Челябинска (2021 год к 2035 году):

— увеличение валового муниципального продукта в 2,3 раза до 1569,7 млрд. руб.;
— рост объема отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственными силами в 2,2 раза
до 1873,5 млрд. руб.;
— рост объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 3,3 раза до 221,5 млрд. руб.;
— рост среднемесячной заработной платы в 2,3 раза до 113,5  тыс. руб.;
— оборот розничной торговли в 2,2 раза до 471,4 млрд. руб.;
— оборот общественного питания в 3 раза до 10,5 млрд. руб.
(все показатели по крупным и средним организациям).

Реализация практики (технологии): география ее использования и возможности ее распространения

Практика реализована городской Администрацией в городе Челябинске (административный центр Челябинской области).
Применение практики в городе Челябинске планируется продолжить при корректировке Стратегии
Челябинска 2035

 

Отрасль применения практики (технологии)

Муниципальное управление и управление городским хозяйством.

 

Дата внедрения практики (технологии)

Решением Челябинской городской Думы от 29.06.2021 № 20/2 утверждена Стратегия Челябинска 2035, после чего разработан План мероприятий по реализации 1 этапа (2021-2025 годы) Стратегии социально-экономического развития города Челябинска на период до 2035 года (далее – План по реализации Стратегии), утвержден распоряжением Администрации города Челябинска от 11.04.2022 № 3854. Отчет по выполнению  Плана по реализации Стратегии за 2021 год представлен Главе города Челябинска Н.П. Котовой и в Челябинскую городскую Думу.

 

География использования практики (технологии).

г. Челябинск, Челябинская область, Российская Федерация.

 

Отзывы, награды.

«Заключение Общественной палаты города Челябинска на проект Стратегии социально-экономического развития города Челябинска на период до 2035».



Документы практики:

Презентация «Организация общественного участия в процессе стратегического планирования города Челябинска»

Фотографии

СМИ и официальные сайты о процессе разработки Стратегии Челябинска 2035 (отдельные ссылки):

1. «Не надо ждать власть — действуйте сами» https://obzor174.ru/intervyu/ne-nado-zhdat-vlasti-deystvuyte-sami

2. О Стратегии 2035 https://air174.ru/about-chelyabinsk/strategy-2035/strategy.html

3. Мероприятия по разработке Стратегии Челябинска 2035 https://air174.ru/about-chelyabinsk/strategy-2035/events/

4. Продолжается работа над Стратегией развития города Челябинска https://cheladmin.ru/ru/news/prodolzhaetsya-rabota-nad-strategiey-razvitiya

5. Путь к новому Челябинску https://obzor174.ru/eksperty-obsudili-marketingovuyu-strategiyu-razvitiya-stolicy-yuzhnogo-urala

6. В столице Южного Урала обнародовали Стратегию развития до 2035 года https://cheladmin.ru/ru/news/v-stolice-yuzhnogo-urala-obnarodovali-strategiyu

7. Где будут жить наши дети? Челябинск ищет ответ на глобальные вызовы будущего https://obzor174.ru/chelyabinsk-ishchet-otvet-na-globalnye-vyzovy-budushchego

8. Челябинск-2035: каким видишь его ты? http://deloros74.ru/news/168-chelyabinsk-2035-kakim-vidish-ego-ty.html

9. В Челябинске стартовала проектно-аналитическая сессия «Умный город» https://vecherka.su/articles/news/150872/

10. В ЮУрГУ завершилась проектно-аналитическая сессия «Умный город — Челябинск» https://minobr74.ru/press/item/5995

11. Первые шаги к «Умному городу». В Челябинске появится центр цифровой подготовки https://robo74.ru/news/pervye-shagi-k-umnomu-gorodu-v-chelyabinske-poyavitsya-tsentr-tsifrovoy-podgotovki

12. Прогресс, комфорт и экономия. Челябинск станет умным городом при исполнении ряда условий https://news.rambler.ru/other/43254751/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

13. Администрация Челябинска и ЮУрГУ подписали меморандум о создании «Умного города» https://www.chel.kp.ru/online/news/3692457/

14. Проектно-аналитическая сессия «Умный город» https://leader-id.ru/event/78977/

15. Экспертное сообщество обсудило наработки по маркетинговой стратегии города Челябинска https://cheladmin.ru/ru/news/ekspertnoe-soobshchestvo-obsudilo-narabotki-po

16. Городу и миру. Почему Челябинску остро нужна маркетинговая стратегия https://obzor174.ru/pochemu-chelyabinsku-ostro-nuzhna-marketingovaya-strategiya

17. Челябинску пропишут будущее https://www.kommersant.ru/doc/4450492

18. От Танкограда – к Технограду. Эксперты – о проекте стратегии Челябинска https://chel.dk.ru/news/237140020

19. В Челябинске обсудили Стратегию-2035 https://www.chel.kp.ru/daily/2171202.5/4313119/

20. Будущее Челябинска будет строиться по принципу smart city https://vecherka.su/articles/society/170602/

21. Итоги проектно-аналитической сессии «Стратегия развития Челябинска 2035» https://cheladmin.ru/ru/administraciya-goroda/struktura-upravleniya/upravlenie-po-strategicheskomu-planirovaniyu/itogi-proektno-analiticheskoy-sessii-strategiya

22. Ученые, управленцы и студенты ЮУрГУ приняли участие в онлайн-сессии «Стратегия развития. Челябинск 2035»

https://www.susu.ru/ru/news/2020/10/13/uchenye-upravlency-i-studenty-prinyali-uchastie-v-onlayn-sessii-strategiya-razvitiya 

23. Как будет развиваться Челябинск до 2035 года https://up74.ru/articles/news/123894/

24. Челябинску нужен новый вектор развития https://vecherka.su/articles/news/162355/

25. Курс на импортозамещение – единственно верный

https://www.comnews.ru/content/207915/2020-07-08/2020-w28/kurs-importozameschenie-edinstvenno-vernyy 

26. Обсуждение стратегии развития Челябинска прошло в администрации города https://www.1obl.ru/news/o-lyudyakh/obsuzhdenie-strategii-razvitiya-chelyabinska-proshlo-v-administratsii-goroda/

27. Наталья Котова представила стратегию развития Челябинска до 2035 года https://gubernia74.ru/articles/society/1104207/

28. Для Челябинска утвердили стратегию развития до 2035 года https://www.1obl.ru/news/ekonomika/dlya-chelyabinska-utverdili-strategiyu-razvitiya-do-2035-goda/


Контакты:

Косикова Ольга Олеговна – начальник Управления по стратегическому планированию, экономике и инвестициям Администрации города Челябинска, тел. (351) 266 66 47
Проскурякова Инна Анатольевна – заместитель начальника Управлением по стратегическому планированию, экономике и инвестициям Администрации города Челябинска, тел. (351) 266 70 04
Чистякова Наталья Владимировна – начальник отдела стратегического планирования и прогнозирования Управлением по стратегическому планированию, экономике и инвестициям Администрации города Челябинска, тел. (351) 263 37 43